Одним из актуальных стратегических направлений развития отечественной нефтегазовой отрасли является освоение арктического шельфа. По оценке Минприроды РФ, разведанные запасы нефти на российском арктическом шельфе по категории ABC1+C2 составляют 585 млн тонн, газа – 10,4 трлн м³. То, что освоение арктического шельфа является одним из самых перспективных направлений в нефтегазодобыче, очевидно для большинства экспертов, однако этому препятствует ряд экономических, технических и политических причин.
ПАО НК «Роснефть» является крупнейшим недропользователем на российском шельфе: по данным на 6 июня 2016 года компания владеет 55 лицензиями на участки континентального шельфа РФ. Ресурсы углеводородов по этим участкам составляют около 43 млрд тонн нефтяного эквивалента.
Основными регионами местоположения лицензионных участков «Роснефти» являются:
По состоянию на 1 июня 2016 года, 44-й шельфовый проект компании находится на этапе геологоразведочных работ, 11 лицензий выданы на разведку и добычу нефти и газа, при этом на 6 участках ведется добыча. «Роснефть» весьма активно ведет исследование шельфа и не первый год перевыполняет требования лицензионных обязательств по ГРР.
Согласно законодательству о недрах, лицензии для работы на шельфе с соответствующими обязательствами выдаются только компаниям, обладающим опытом работы на шельфе не менее 5 лет и имеющим долю государства в акционерном капитале более 50%. Этим требованиям в России отвечают лишь две компании – «Роснефть» и «Газпром». При этом правительство РФ не намерено в ближайшее время отменять мораторий на выдачу лицензий на разработку месторождений шельфа.
Сергей Донской, глава Минприроды РФ, считает, что лицензий уже выдано достаточно много, объем обязательств по ним большой: «Решение о введении временного моратория на предоставление лицензий на арктическом шельфе правительство приняло в 2016 году. Новые решения по мораторию не планируются. К этому вопросу можно будет вернуться после стабилизации рынка нефти».
В целом масштабы сейсморазведки в 2016 году «Роснефть» увеличила на 58%. По итогам 2016 года на суше компания выполнила сейсмических работ 2D в объеме 2,8 тыс. погонных километров и сейсмических работ 3D – 7,9 тыс. км², продемонстрировав рост на 27% и 29% соответственно. С показателем успешности в 79% были завершены испытания 85 поисково-разведочных скважин.
По итогам полевого сезона 2016 года компания реализовала масштабную программу по геологическому изучению участков недр на шельфе и перевыполнила свои лицензионные обязательства более чем в два раза. «Роснефть» выполнила сейсморазведочные работы 2D в акваториях Баренцева, Печорского, Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского моря и моря Лаптевых в объеме более 33 тыс. погонных километров. Выполнено также более 4 тыс. км² сейсморазведочных работ 3D в акваториях Карского и Охотского морей. В акваториях морей Восточно-Сибирского и Лаптевых выполнено 87 тыс. погонных километров аэрогравимагниторазведочных работ. Организованы три полевые геологические экспедиции на Кавказ, Западный Сахалин и остров Новая Сибирь.
«Роснефть» спонсирует программу масштабных научных исследований в Арктике. В ходе экспедиции «Кара-лето-2016» впервые в России была применена уникальная технология по изменению траектории дрейфа айсбергов путем внешнего воздействия. Компания провела 13 комплексных научных экспедиций с целью изучения природных особенностей Арктики и выработки наиболее безопасных технологий освоения лицензионных участков на шельфе.
В результате проведения геологоразведочных работ в 2016 году открыто 127 новых залежей и 13 новых месторождений с запасами на уровне 207 млн тонн нефтяного эквивалента. Самыми крупными открытиями 2016 года стали Нерцетинское месторождение (НАО) с запасами 21,4 млн тонн нефтяного эквивалента и Верхнеичерское месторождение (Иркутская область) с запасами более 60 млн тонн нефтяного эквивалента. Ожидаемый прирост запасов промышленных категорий АВ1С1 от ГРР составляет 322 млн тонн нефтяного эквивалента.
«Роснефть» объявила о намерениях до конца 2018 года провести работы по актуализации геологической модели шельфа Восточной Арктики и Дальнего Востока. Затраты на проведение данных работ оцениваются в 300 млн руб. За счет актуализации геологической модели компания рассчитывает получить обоснование для новых поисков, определить стратегию геологоразведочных работ, а также подготовить предложения для лицензирования.
В рамках проекта, реализацией которого займется дочерняя компания «РН-Шельф-Арктика», планируется актуализировать геологическую модель акваторий Охотского, Японского (район Татарского пролива), Восточно-Сибирского, Чукотского морей и моря Лаптевых.
Всего в Восточной Арктике «Роснефть» владеет лицензиями на освоение 9 участков недр, которые были получены в 2013-2015 годах:
Извлекаемые ресурсы углеводородов на участках шельфа морей Восточной Арктики по состоянию на январь 2015 года составляют более 12,7 млрд тонн нефтяного эквивалента без учета ресурсов участков Восточно-Сибирского-1, Хатангского и Притаймырского, оцениваемых «Роснефтью» в объеме 3,1 млрд тонн нефтяного эквивалента.
С 2017 по 2020 годы «Роснефть» также планирует вести сейсморазведку на арктическом шельфе моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Здесь будут проведены сейсморазведки 2D и 3D, электроразведка, геохимическая съемка, а также ряд вспомогательных исследований на лицензионных участках арктического шельфа. Прогнозные ресурсы по категории D2 составляют: по нефти – 370,9 млн тонн, по газу – 228,2 млрд м³, конденсату – 34,4 млн тонн.
На континентальном шельфе морей Западной Арктики «Роснефть» владеет лицензиями на 19 лицензионных участков:
Суммарные извлекаемые ресурсы нефти и газа участков по состоянию на январь 2016 года оцениваются в 18,4 млрд тонн нефтяного эквивалента без учета ресурсов участка Гусиноземельского, оцениваемого «Роснефтью» в объеме 356 млн тонн нефтяного эквивалента.
На территории участков открыто 5 месторождений («Победа» в Карском море, Северо-Гуляевское, Медынское-море, Варандей-море, Поморское в Печорском море). Суммарные извлекаемые запасы категорий С1+С2 указанных месторождений на 01 января 2016 года составляют по нефти и конденсату – 247 млн тонн, по газу – 501 млрд м³.
По своему совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира. По оценкам специалистов, к 2050 году арктический шельф будет обеспечивать от 20% до 30% всей российской нефтедобычи.
«Роснефть» начала изучение гидрометеорологических, ледовых и инженерно-геологических условий на лицензионных участках арктического шельфа в 2013 г. За 4 года работ компания при участии специалистов ООО «Арктический научный центр» организовала 11 комплексных научно-исследовательских экспедиций.
В 2016 году в Арктическом регионе «Роснефть» открыла первую круглогодичную научно-опорную базу на берегу полуострова Хара-Тумус в Хатангском заливе моря Лаптевых. Полевой лагерь позволяет ученым решать задачи по проведению зимних исследовательских экспедиций в пределах лицензионных участков компании в море Лаптевых. База оборудована для единовременного проживания до 30 человек, а ее техническое оснащение соответствует мировым стандартам полярных станций.
Обращаясь к истории, главным событием мировой нефтегазовой отрасли в 2014 г. стало бурение на 74-й параллели в 250 км от материковой части РФ самой северной на шельфе Карского моря поисковой скважины «Университетская-1». Уже первая скважина позволила поставить на баланс суммарные начальные извлекаемые запасы в 130 млн тонн нефти и 396 млрд м³ газа. Глава НК «Роснефть» Игорь Сечин предложил назвать это месторождение «Победа»: сверхлегкая нефть превосходит эталонную нефть марки Brent, а также марки Siberian Light и WTI и сопоставима по характеристикам с нефтью месторождения «Белый тигр» шельфа Вьетнама. Кроме того, «Победа» – это еще один предмет для гордости: здесь используется платформа российской сборки.
Для успешной реализации проектов на шельфе Арктики «Роснефть» провела оценку потребности в судах обеспечения и сопровождения буровых работ на лицензионных участках компании. Определены основные типы судов и морских сооружений, необходимых для реализации шельфовых проектов. К каждому типу разработаны функциональные требования. Осваивая Арктику, «Роснефть» формирует якорный заказ для отечественной промышленности и заинтересована в локализации новых технологий и современных производств.
Компания анонсировала российским производителям заказы на более чем 20 наименований судов и авиатехники, запрос на российское нефтепромысловое и буровое оборудование составил около 30 позиций. Только в Архангельской и Мурманской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе в выполнении заказов «Роснефти» будут задействованы более 100 предприятий.
По данным компании, в рамках реализации шельфовых проектов предполагается обеспечить локализацию до 70% оборудования. Таким образом, освоение шельфа сформирует от 300 до 400 тыс. высококвалифицированных рабочих мест в различных отраслях российской экономики. Это будет способствовать развитию инноваций и разработке высокотехнологичной продукции.
Эксперты по-разному оценивают зависимость российских компаний от иностранных технологий и оборудования: от абсолютной зависимости до 20% технологической автономности. По плану импортозамещения к 2020 году планируется достичь 60-70% автономности в реализации шельфовых проектов, а на данный момент Минпромторг РФ оценивает зависимость в 80-90%.
С целью освоения арктического шельфа «Роснефть» ведет активную работу по созданию уникальной производственной базы морской техники. Одним из направлений работы по решению этой задачи станет создание на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» промышленного и судостроительного кластера на Дальнем Востоке России, ядром которого будет новая верфь – судостроительный комплекс «Звезда» в городе Большой Камень.
Средний размер участков на континентальном шельфе России, по расчетам профессора Юрия Ампилова, составляет 42 тыс. км², что во много раз превышает аналогичные в других странах. Столь большие территории, находящиеся в сложных арктических условиях, все еще характеризуются весьма слабой изученностью несмотря на наличие большого количества лицензий у двух российских гигантов.
В условиях санкций, когда многие иностранные партнеры вышли из российских арктических проектов, госкомпании находятся в сложном положении, так как лицензионные обязательства никто не отменял. Невыгодное расположение снижает инвестиционную привлекательность ряда лицензионных участков и повышает капитальные вложения в их разработку. Геологоразведка по графику лицензий требует больших финансовых вложений. В силу ограничения доступа к дешевому заемному финансированию при нынешней долговой нагрузке компаний их финансовые риски тоже весьма ощутимы.
«Что касается реальной разведки, то мы зависим от санкций, зависим от иностранных компаний, поскольку нам необходимы определенные технологии и оборудование, которые мы не можем получить, плюс ряд иностранных компаний вышли из партнерства или заморозили сотрудничество, – говорит Анна Кокорева, заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари». – Себестоимость добычи на сложных месторождениях очень высокая, разброс стоимости бурения составляет от $350 до $700 за погонный метр. Учитывая это, а также текущие цены на нефть в совокупности с санкциями, в настоящее время арктические проекты не могут быть рентабельными».
В середине 2016 года Роснедра согласовали госкомпаниям перенос сроков геологоразведки и добычи на 31 участке, в том числе и на шельфе арктических морей. Основными причинами этого стали санкции и упавшие цены на нефть. По мнению экспертов, в результате переноса сроков освоения месторождений на шельфе добыча в Арктике к 2030 году составит 13 млн тонн, что на 27,8% меньше запланированного объема. Таким образом, добыча нефти на российском арктическом шельфе в ближайшие 10-15 лет не сможет компенсировать падение добычи на действующих месторождениях на суше, а ожидать начала добычи нефти и газа на новых шельфовых месторождениях не имеет смысла ранее 2025 года.
Анна Кокорева отмечает, что за восемь лет мы вполне можем построить свое оборудование и разработать собственные технологии, а не ждать, когда отменят санкции: «Компания «Роснефть» заинтересована в собственном развитии и будет вкладывать деньги в создание конкурентоспособных и экспортоспособных технологий. Предполагается, что российская экономика встанет на ноги приблизительно в 2020 году, и с этого момента работа будет вестись в более стабильных условиях, чем сейчас. Что же касается цены на нефть, то она, возможно, начнет расти тоже после 2020 года, но прогнозировать цены больше чем на год весьма затруднительно. Таким образом, начало добычи в Арктике объективно возможно между 2020 и 2025 годом».
Правительство РФ поручило рынку использовать санкции как главный катализатор развития собственных технологий. При этом похоже, что проекты в России иностранным компаниям нужны не меньше, чем западные технологии, оборудование и опыт – российским. Столь большой рынок, где можно неплохо заработать на технологиях и финансовых займах, не позволяет западным компаниям списывать со счетов нефтегазовую отрасль России.
Александр Новак, министр энергетики РФ, заявил, что зарубежные партнеры начали вновь проявлять интерес к арктическим проектам в России. Несмотря на санкционный режим, на Западе понимают перспективность этого направления.
«Капитало- и наукоемкость разработки нефтегазовых месторождений создает идеальную платформу для международной кооперации и привлечения иностранного капитала в Россию», – цитирует министра пресс-служба Минэнерго.
Однако, по словам Анны Кокоревой, реальных заявлений со стороны иностранных инвесторов на рынке замечено не было: «Иностранные компании прекрасно понимают, что с текущими ценами на нефть эту добычу вести невыгодно».
Александр Новак также считает, что разработка углеводородного потенциала может стать основой поступательного и устойчивого развития данного региона, привлекая необходимые ресурсы, человеческий капитал и инвестиции. Создание нового арктического сегмента экономики с нуля – это уникальная возможность для российских предприятий и науки получить дополнительный опыт и усилить свою конкурентоспособность.
По словам Дмитрия Баранова, аналитика ИК «Финам», власти неоднократно заявляли о важности всего арктического региона для развития страны, для экономики в целом: разведаны месторождения, в том числе содержащие крупные запасы нефти и газа, разработаны планы действий, названы участники проектов, определены основные контуры налоговой политики при реализации этих проектов, сформирована законодательная и нормативная база. Наряду с этим осуществляются и практические шаги по подготовке к добыче полезных ископаемых на арктическом шельфе. Уже производят платформы, с которых будет осуществляться добыча нефти и газа, строятся ледоколы, включая атомные, различные суда обеспечения, создается необходимая инфраструктура на побережье. Осуществляются всесторонние научные исследования, суммируется накопленный опыт, вырабатываются практические рекомендации. Постоянно проводится анализ действий всех участвующих сторон, при необходимости вносятся необходимые коррективы.
«Ряд проектов уже начал реализовываться, но в основном проводится масштабная подготовительная работа, наиболее значимые проекты будут реализовываться позднее. Очевидно, что в среднесрочной перспективе арктический регион может стать одним из крупнейших по объемам добычи нефти и газа, причем не только в стране, но и в мире», – заключил эксперт.
Справка по запасам и добыче.
>Несмотря на продолжающееся в течение последних двух лет снижение базисных цен на нефть, «Роснефть» демонстрирует рост объемов экономически рентабельных запасов углеводородов. Такой эффект достигается благодаря постоянной работе по повышению эффективности разработки действующих и запуску новых месторождений и площадей, а также успешной реализации программы ГРР. Дальнейшему наращиванию ресурсной базы поспособствовала и интеграция активов ПАО АНК «Башнефть».
Согласно результатам аудита, проведенного компанией DeGolyer & MacNaughton, предусматривающего оценку до конца срока рентабельной разработки месторождений, доказанные запасы углеводородов ПАО «НК «Роснефть» на 31 декабря 2016 года с учетом активов «Башнефти» по классификации SEC (комиссия по ценным бумагам и биржам США) составили 37772 млн баррелей нефтяного эквивалента (5111 млн тонн нефтяного эквивалента). Запасы углеводородов увеличились на 970 млн баррелей нефтяного эквивалента (131 млн тонн нефтяного эквивалента) или на 3%. Коэффициент замещения доказанных запасов углеводородов по классификации SEC составил 148%. Органический коэффициент замещения запасов составил 140%. По итогам 2016 года обеспеченность ПАО «НК «Роснефть» доказанными запасами углеводородов по классификации SEC составила 19 лет.
По классификации PRMS (Система управления углеводородными ресурсами) на 31 декабря 2016 года запасы углеводородов по категории 1Р составили 46075 млн баррелей нефтяного эквивалента (6250 млн тонн нефтяного эквивалента), 2Р – 82087 млн баррелей нефтяного эквивалента (11092 млн тонн нефтяного эквивалента), по категории 3Р – 116758 млн баррелей нефтяного эквивалента (15794 млн тонн нефтяного эквивалента). Рост запасов 1Р составил 2%, увеличение 2Р запасов составило 4%, суммарные запасы по категории 3Р выросли в 2016 году на 3%.
Вместе с тем в 2016 году «Роснефть» обновила свой рекорд по среднесуточной добыче углеводородов: за четвертый квартал объемы выросли на 11,8% – до нового уровня в 5,83 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки. В целом в 2016 году добыча составила 265,2 млн тонн нефтяного эквивалента, или 5,37 млн баррелей нефтяного эквивалента среднесуточно. Объем эксплуатационного бурения в 2016 году вырос на 35% – до 9,3 млн погонных метров. Новым рекордом для компании стал ввод более 2,6 тыс. новых скважин, что на 43% выше уровня 2015 года.