Posted 18 января 2017,, 13:30

Published 18 января 2017,, 13:30

Modified 20 августа 2022,, 19:27

Updated 20 августа 2022,, 19:27

«Татфондбанк» хотят спасти на деньги «Татнефти» и других кредиторов

18 января 2017, 13:30
Кризис в татарстанском «Татфондбанке» стал системным кризисом для экономики Татарстана – блокировка счетов парализовала работу десятков компаний. Правительство республики хочет спасать банк за счет кредиторов. Помочь уже согласилась «Татнефть» и, возможно, другие крупные эмитенты. Не исключено, что вопрос решат административно, говорят эксперты

Кризис в татарстанском «Татфондбанке» стал системным кризисом для экономики Татарстана – блокировка счетов парализовала работу десятков компаний. Правительство республики хочет спасать банк за счет кредиторов. Помочь уже согласилась «Татнефть» и, возможно, другие крупные эмитенты. Не исключено, что вопрос решат административно, говорят эксперты.

После того как Центробанк России 15 декабря 2016 года ввел в «Татфондбанке» (ТФБ) шестимесячный мораторий на выплаты кредиторам, проблемы начались у десятков компаний разной величины, причем не только из Татарстана. Средства в банке держали предприятия и бюджетные организации из Нижегородской области, Ханты-Мансийского автономного округа и нескольких других субъектов.

Ситуация с «Татфондбанком» требовала быстрых решений, а власти Татарстана с момента введения в банк временной администрации находились под давлением со стороны пострадавшего бизнеса. Наконец, 12 января 2017 года, глава Татарстана Рустам Минниханов в кулуарах Гайдаровского форума раскрыл одну из идей спасения банка. Правительство республики, по его словам, готово оказать банку «всяческое содействие» в случае, если ТФБ будет санирован. У республики есть «какие-то» возможности поддержки, тем более что «для нас это очень важный проект», сказал он.

Кроме того, заявил Минниханов, помочь банку готовы и крупные эмитенты из числа кредиторов. С некоторыми из них власти республики договариваются об участии в процедуре bail-in (конвертация средств на счетах юридических лиц в капитал банка).

«Там есть компании, которые держат там депозиты. С ними ведем переговоры, если появится санатор, чтобы они капитализировали свои депозиты, – рассказал Минниханов агентству «ПРАЙМ». – Но пока решение не принято, все будет зависеть от того, какое решение примет ЦБ», – заявил глава Татарстана.

Вскоре после заявления Минниханова о готовности участвовать в докапитализации «Татфондбанка» объявила «Татнефть», которая хранила в банке 5,4 млрд руб. Компания с большей охотой переведет эти средства в капитал ТФБ и станет его совладельцем, чем будет добиваться их возмещения в случае банкротства банка, объяснили представители «Татнефти».

«Если будет стоять вопрос о потере размещенных средств против получения доли в капитале банка, то второй вариант лучше. Главный вопрос – санация банка, а он от нас не зависит», — сказали агентству RNS в пресс-службе «Татнефти».

Ранее компания сообщала, что размер ее заблокированного депозита в «Татфондбанке» равен 0,7% от размера активов «Татнефти» по МСФО на конец сентября 2016 года. Пресс-служба «Татнефти» выражала надежду, что вопрос с ТФБ будет решен в пользу финансового оздоровления.

Механизм спасения за счет кредиторов, обозначенный властями, можно считать наиболее оптимальным выходом из ситуации, и сами кредиторы должны это понимать, говорит заместитель председателя правления «Ланта Банка» Дмитрий Шевченко.

«В этой связи может возникнуть ряд нюансов, связанных с учетом мнений кредиторов: достаточно ли учитывать мнение большинства, либо такие решения должны приниматься единогласно, в каком порядке и под каким условием происходит конвертация, что делать с теми, кто не согласен менять долги на акции и прочее. К сожалению, на сегодняшний день имеющееся законодательство и нормативно-правовое регулирование в этой сфере не отвечает на многие вопросы», – объясняет банкир.

С учетом дефицита средств в Фонде обязательного страхования вкладов, альтернативным мерам спасения, наподобие bail-in, скоро начнут уделять больше внимания, хотим мы этого или нет, считает Шевченко.

«Насколько это будет честнее и лучше, чем отзыв лицензии и открытие конкурсного производства – покажет время», – резюмирует заместитель председателя правления «Ланта Банка».

Старший аналитик по банковскому сектору и денежному рынку «Велес Капитала» Василий Кравченкосчитает, чтобольших трудностей с убеждением кредиторов возникнуть не должно. Не исключено, что у них просто не будет иного выхода, как спасать банк собственными деньгами. Аналогичный механизм отрабатывался на банке «Пересвет». Сначала его кредиторы тоже отказывались докапитализировать банк, но потом – видимо, в результате административных указаний – согласились на bail-in, говорит Кравченко.

По мнению эксперта, в Татарстане сложилась похожая ситуация. В случае bail-in спасение ТФБ можно будет назвать спасением за счет частных инвесторов только условно, так как многие компании-клиенты банка так или иначе связаны с республиканским правительством.

Судя по тому, как долго решается вопрос с банком, и по тому, что лицензию до сих пор не отозвали, можно говорить, что банк в любом случае будут «вытаскивать», уверен Кравченко.

«Возможно – в принудительном порядке», – добавляет аналитик.

"