Posted 12 декабря 2016,, 10:30

Published 12 декабря 2016,, 10:30

Modified 20 августа 2022,, 19:27

Updated 20 августа 2022,, 19:27

Российский рынок моторных масел: счастье не в объеме, а в его качестве

12 декабря 2016, 10:30
Российский рынок моторных масел трансформируется под влиянием экономических факторов. Прежде всего, усиливают рыночные позиции крупные отечественные компании, которые активно заявляют о расширении производственных мощностей и повышают конкурентоспособность в премиальном сегменте.

Российский рынок моторных масел трансформируется под влиянием экономических факторов. Прежде всего, усиливают рыночные позиции крупные отечественные компании, которые активно заявляют о расширении производственных мощностей и повышают конкурентоспособность в премиальном сегменте.

Российский рынок смазочных материалов – крупнейший в Европе и пятый по величине в мире. Его объем в 2016-2017 годах оценивается в 1,6 млн тонн, что практически соответствует уровню 2015 года, но примерно на 10% меньше, чем в 2014 г. (без учета базовых масел, масел-пластификаторов, смазок и смазочно-охлаждающих жидкостей – СОЖ). Сокращение рынка относительно 2014 г. обусловлено текущей экономической ситуацией, санкциями западных стран, девальвацией рубля и снижением продаж автомобилей.

Правда, эксперты ожидают, что после 2016 года продажи легкового автотранспорта начнут снова расти, что должно положительно сказаться на спросе смазочных материалов. К 2020 году рынок смазочных материалов может увеличиться на 12% по сравнению 2015 годом.

Из общего объема потребляемых смазочных материалов порядка 280 тыс. тонн приходится на моторные масла легкового сегмента, ежегодный рост которого не превышает 2%. В районе 650 тыс. тонн «съедает» коммерческий сегмент (общественный транспорт, судовые масла, железнодорожные нужды и пр.), а порядка 600 тыс. тонн приходится на индустриально-промышленный сегмент.

Согласно данным агентства АВТОСТАТ, потребность в моторных маслах для легковых автомобилей, легковых коммерческих (LCV) и грузовиков в России в 2015 году превысила 400 млн. литров. Восьмая часть (12,5%) от общей указанной потребности относится к сегменту LCV, что соответствует 52 млн. литров. Примерно треть (32,5%) занимают грузовые автомобили (135 млн. литров). При сопоставимых размерах парка большая потребность в моторных маслах у грузовиков объясняется отличием других расчетных показателей. Так, у грузовых автомобилей больше объемы системы смазки двигателей. К тому же они имеют большие пробеги, что влечет и более частую замену масла.

АВТОСТАТ отмечает, что большинство грузовых автомобилей оснащается дизельными двигателями, поэтому и потребность в соответствующих моторных маслах у них заметно выше. Так, на долю масел для дизельных двигателей в сегменте грузовиков приходится 74% или 100 млн литров количественно. Для LCV этот показатель составляет 29% (15 млн литров). А меньше всего он у легковых автомобилей (5% или 12 млн литров), поскольку дизельные моторы пользуются в этом сегменте ограниченным спросом.

По данным АВТОСТАТа, свыше половины (55%) от общего объема потребления моторных масел пришлось на легковые автомобили, то есть 230 млн литров. Безусловно, это связано с огромным парком легковых автомобилей в стране, который в пять раз больше, чем у грузовиков и LCV вместе взятых. При этом более 75% от этого объема приходится на европейскую часть России. Так, на долю Центрального ФО, который имеет самый большой парк в стране, приходится свыше 30% от всей потребности в моторных маслах для легковых автомобилей. В количественном выражении это соответствует 72 млн литров.

Производство

По данным компании «Газпромнефть – смазочные материалы», российские нефтеперерабатывающие заводы последние годы выпускают около 2,4 млн тонн минеральных базовых масел I группы, 50% которых поставляется на экспорт. Основная сфера применения минеральных базовых масел в России – промышленное производство (порядка 700 тыс. тонн в год). Крупнейшими потребителями здесь выступают нефтеперерабатывающая, энергетическая, металлургическая и автомобильная отрасли.

Напомним, что группа I – базовые минеральные масла, группа II – более ценные полусинтетические масла, группа III – синтетические масла с наибольшей степенью очистки.

Чтобы конкурировать с импортерами в сегменте высококачественных моторных масел, в большинстве случаев отечественные производители закупают на мировом рынке базовые масла III и IV группы для собственного производства полусинтетических и синтетических автомобильных масел. В этой связи многие отечественные производители масел стремятся инвестировать в проекты строительства в России производственных мощностей II и III групп, а также развивать фасовочное производство.

По данным Росстата, в 2015 в России было произведено 519,8 тыс. тонн моторных масел против 520,6 тыс. тонн в 2014 г. За январь-апрель 2016 года объем производства моторных масел в натуральном выражении составил 167,5 тыс. тонн, что на 10% больше, чем за соответствующий период 2015 года

Следует отметить, что нефтяные компании за счет внутреннего рынка нефтепродуктов пытаются покрыть свои потери, полученные в результате снижения прибыли от экспорта сырой нефти. Поэтому в стоимостном выражении объем производств моторных масел в стране растет весьма значительными темпами. За январь-апрель 2016 года объем производства составил 14,9 млн руб., что на 91% больше, чем за соответствующий период 2015 года. При этом за весь 2015 год рост стоимостного выражения производства составил 38% (31,2 млн руб.).

Как отмечает Максим Дондэ, директор компании смазочных материалов ПАО «ЛУКОЙЛ» (ООО «ЛЛК-Интернешнл»), в 2015 году, когда наблюдался спад промышленного производства и сократился объем грузоперевозок, снижение объемов потребления было более значительно – на уровне 10-11%, и происходило оно за счет уменьшения доли импортных масел.

Импорт

Главным трендом отечественного рынка моторных масел эксперты называют снижение объема импорта. В рамках вектора направления импортозамещения, российские игроки рынка активно инвестируют и проводят модернизацию производственных мощностей. Наращивая объем закупок импортных присадок, российские предприятия пытаются вытеснить с рынка импортные моторные масла сортов II и III групп.

По оценкам экспертов компании «Газпромнефть – смазочные материалы», в 2014 г. поставки импортных моторных масел в Россию составили около 400 тыс. тонн. Поставки преимущественно осуществляются из Европы. В 2015-2016 годах объем импорта составил 250-300 тыс. тонн, а на горизонте 2018 года импорт продолжит сокращаться, и вполне возможно его ежегодный объем не будет превышать 100-150 тыс. тонн в год. Однако это не единственный прогноз.

По данным АВТОСТАТа, в 2015 году, в пик экономического кризиса, российские потребители все же отдавали предпочтение импортным моторным маслам. Самым популярным из них является марка Mobil. Далее идут Castrol и Shell. В первой десятке присутствует лишь один российский бренд – ЛУКОЙЛ.

В легковом сегменте на долю моторных масел для бензиновых двигателей приходится до 70% продаж, из которых 75% – импортная продукция. При этом 50% продаж в легковом сегменте занимают синтетические масла (III группа).

Таким образом, эксперты считают, что до 2025 года объем импорта останется на уровне 250-350 тыс. тонн в год. Это связано с тем, что на долю иностранных транспортных средств приходится 53% отечественного автопарка. Устойчивый спрос на импортные синтетические масла обусловлен этим же фактором. Особенно это очевидно, при условии ожидаемого восстановления роста продаж автомобилей.

Между тем импортозамещение в сфере смазочных материалов – совершенно естественный процесс, который начался еще в середине 2000-х годов. Эксперты признают, что российские производители моторных масел сегодня производят продукцию, ничем не уступающую по качеству ведущим мировым производителям. При этом рост цен на отечественные моторные масла в 2015 году составил 8%, тогда как импортные масла подорожали на 31%.

По мнению Максима Дондэ, в условиях неопределенности курса валюты будущие объемы импорта – вопрос открытый. Минэкономразвития прогнозирует рост индекса промышленного производства в объеме 1-3%. Почти симметрично будет расти и объем потребления масел. Укрепление курса рубля и сокращение издержек за счет локализации производства вполне может дать ряду зарубежных игроков возможность увеличить свою долю на российском рынке.

«Мы понимаем, что долгосрочную ставку на ценовые конкурентные преимущества делать не следует. ЛУКОЙЛ будет продвигать продукты, которые не уступают импортным аналогам или превосходят их по рабочим характеристикам», – говорит Максим Дондэ.

В целом при выборе продукта того или иного бренда с целью перепродажи подавляющее большинство дистрибьюторов (их доля в общем объеме сбыта составляет 60-70%) ориентируются прежде всего на цену и на качество. Для розничных сетей (их доля в легковом сегменте составляет 50%) основополагающим фактором является узнаваемость бренда. Что касается автодилеров, то для них выбор моторного масла определяется условиями гарантии и рекомендациями автопроизводителей.

Максим Дондэ считает, что в перспективе по мере укрепления курса рубля ценовой фактор будет играть все меньшую роль. На первое место выйдут рабочие характеристики масел, их уникальные преимущества относительно аналогов.

Пятерка лидеров

Основную долю моторных масел в России производят такие крупные нефтяные компании, как «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», а также ряд других компаний, в числе которых Shell (завод в Торжке) и Торгово-промышленная ассоциация Delfin Group.

ООО «РН-Смазочные материалы» – дочерняя компания «Роснефти», занятая разработкой, реализацией и продвижением смазочных материалов компании. Производство высококачественных смазочных материалов и присадок осуществляют пять крупных предприятий: Новокуйбышевский завод масел и присадок, Рязанская нефтеперерабатывающая и Ангарская нефтехимическая компании, ПАО «Роснефть-Московский завод «Нефтепродукт», ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез».

Ассортимент смазочных материалов позволяет обеспечить потребности как крупных промышленных предприятий и профессиональных покупателей, так и частных потребителей, и включает более 1 тыс. позиций.

По итогам 2015 года общий объем производства масел, присадок и прочей сопутствующей продукции в «Роснефти» составил 779 тыс. тонн, в том числе свыше 720 тыс. тонн товарных масел, что составляет около 30% от общего объема производства товарных масел в России.

В настоящее время «Роснефь» продолжает реализацию масштабной инвестиционной программы по модернизации производства ключевых компонентов для автомобильных масел и жидкостей. В результате компания рассчитывает не только заменить большую часть импортных ключевых компонентов в моторных маслах существующего ассортимента, но и стать поставщиком сырья для других производителей масел.

ЛУКОЙЛ в 2016 году рассчитывает достичь рекордного уровня продаж масел и смазок. Дочернее предприятие «ЛЛК-Интернешнл» только в первом полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличило продажи готовых масел и смазок на 15%, достигнув показателя в 435 тыс. тонн.

При этом рост объемов продукции импортозамещения на российском рынке в сегменте моторных масел ЛУКОЙЛа составил 10%, в сегменте индустриальных масел – 20%. В структуре продаж компании доля продуктов, соответствующих требованиям международных автоконцернов и производителей техники и оборудования, выросла с 33% до 41%.

«ЛЛК-Интернешнл» также активно развивает продажи за рубежом. Приоритетными рынками можно назвать Францию, Швецию и Германию, где в марте 2016 года ЛУКОЙЛ начал поставку горюче-смазочных материалов немецкому производителю грузовых автомобилей и автобусов MAN Truck & Bus. В сентябре 2016 года компания стала победителем в тендере на первую заливку масел в автомобили Меrcedes-Benz на заводе в Германии.

В качестве перспективных регионов для себя «ЛЛК-Интернешнл» рассматривает страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в том числе Китай, Японию и Вьетнам. Основной объем продукции будет поступать на эти рынки со строящегося завода в Казахстане, который планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году.

Кроме того, ЛУКОЙЛ ведет переговоры с Ираном по поставкам масел и присадок в страну с турецкого завода компании. Компания также видит потенциал в выходе на рынки масел Египта, ЮАР и Нигерии, где присутствует органический рост потребления смазочных материалов.

В настоящее время ЛУКОЙЛ производит около 1 млн тонн в год масел на девяти производственных площадках в России, Республике Беларусь, Австрии, Финляндии, Румынии и Турции, а также на 26 привлеченных заводах по всему миру.

«Газпромнефть – смазочные материалы» – дочерняя компания «Газпром нефти», занятая производством и реализацией масел, смазок и технических жидкостей. Компания владеет производственными активами в Западной Сибири (Омск), в европейской части России (Ярославль и Фрязино), а также в Италии (Бари) и Сербии (Нови-Сад). В период с 2008 по 2014 г. объем инвестиций компании в инновационные технологии и в развитие продуктов составил 162 млн евро, а до 2025 года инвестиции в технологии и производство достигнут 380 млн евро.

Ассортимент продукции «Газпром нефть – смазочные материалы» включает около 500 наименований масел, реализуемых под брендами «Газпром нефть» и G-Energy. Продукция компании реализуется через сеть АЗС «Газпром нефть», а также через поставки в розничные сети, интернет-магазины и 1500 станций техобслуживания.

Кроме того компания поставляет масла на сборочные конвейеры крупнейших производителей автомобилей в России и за рубежом: «Автотор» (General Motors, Hyundai), Mercedes Benz Trucks Vostok и «Дервейс» (Lifan), МАЗ, главный сборочный конвейер «ГАЗ» и др.

Вместе с тем, за 9 месяцев в 2016 году компания «Газпром нефть – смазочные материалы» увеличила экспорт в премиальном сегменте продукции на 21%. Как сообщил глава компании Александр Трухан, в 2016 году компания вышла на рынки Вьетнама, Колумбии, Южной Кореи, ЮАР и Польши. Всего за 9 месяцев 2016 года объем экспорта премиальной продукции составил 68 тыс. тонн, поставки ведутся в 65 стран мира. При этом львиная доля экспорта приходится на Европу. Годовой рост экспорта прогнозируется на уровне 20%.

Александр Трухан также сообщил, что объем выпуска смазочных материалов по итогам 2016 года в компании составит порядка 540 тыс. тонн (рост по отношению к 2015 году – 4-5%) в условиях, что производственные мощности загружены на 100%. В частности, объем премиальной продукции увеличится на 12-13% и составит около 250 тыс. тонн.

По его словам, в России на долю компании при общем объеме 1,6 млн тонн приходится 15-16% рынка смазочных материалов, целевая доля рынка (фасованная продукция) – 19%.

Масла под брендом «Газпром нефть» выпускаются на Омском заводе смазочных материалов (ОЗСМ). Современный комплекс по смешению, затариванию и фасовке моторных масел рассчитан на выпуск 110 тыс. тонн моторных масел и фасовку 180 тыс. тонн готовой продукции в год. Производство сертифицировано по стандарту ISO16949, что позволяет поставлять продукцию на конвейеры крупнейших мировых автопроизводителей.

Масла под брендом G-Energy производятся на заводе в городе Бари (Италия). Завод представляет собой современный, высокотехнологичный комплекс производственной мощностью до 30 тыс. тонн высокотехнологичных масел и 6 тыс. тонн пластичных смазок в год. Завод сертифицирован по международной системе качества ISO (соответствие требованиям ISO 9001 и ISO 14001) в области производства, фасовки, хранения и реализации масел и смазок.

Завод SHELL в Торжке производительностью 200 млн литров в год является одним из крупнейших предприятием нидерландско-британского концерна. Завод выпускает широкую линейку высококачественных смазочных материалов, включая моторные масла, масла для судовых двигателей, промышленные смазочные материалы, гидравлические и трансмиссионные масла. В портфель завода входят следующие бренды: Shell Helix, Shell Rimula, Shell Spirax, Shell Tellus, Shell Omala.

Delfin Group – объединение совместно развивающихся юридически независимых коммерческих компаний, товарный портфель которого включает в себя как российские торговые марки, так и известные мировые бренды. Первым отечественным предприятием, вошедшим в структуру Delfin Group и заложившим основу ее полноценного существования, стал крупнейший производитель моторных масел и автохимии Luxoil, впоследствии переименованный в Delfin Industry.

В декабре 2005 года в Delfin Group вступил еще один участник — российская промышленная группа «Спектр-Авто», старейший в России независимый отечественный производитель передовых смазочных материалов Spectrol.

В настоящее время в портфель Delfin Group входят бренды различных ценовых сегментов: к категории выше среднего относятся масла Spectrol и Highway; к средней ценовой группе – Luxe; к ценовой группе ниже среднего — продукция Oilright, «Ярнефть» и Pilots. Все эти бренды включают в себя полный спектр автомобильных масел: минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла.

Перспективы рынка

В целом, представители отечественного рынка моторных масел достаточно позитивно оценивают перспективы его развития. Однако без ложки дегтя не обходится.

В Delfin Group отмечают, что в настоящее время рынок характеризуется снижением и без того невысоких темпов роста, что обусловлено экономическим кризисом в стране. Свою роль также играет прирост продаж иномарок российской сборки, среди которых доминируют легковые автомобили с повышенными требованиями к экономичности расхода топлива и масел.

Кроме того, собственное производство масел в России вместе с импортом превосходит потребление, излишки отгружаются на экспорт. При этом существенной проблемой рынка остается контрафактная продукция.

Как отмечает Максим Дондэ, объем потребления смазочных материалов исторически коррелируется с индексом промышленного производства. Согласно расчетам Росстата, в этом году промышленное производство может показать незначительный рост. Однако с учетом глобального тренда в сторону применения более совершенных и экономичных масел с увеличенным интервалом замены вполне закономерно по итогам 2016 года выглядит снижение потребления масел на 2-3%. Подобная тенденция прослеживается на большинстве рынков развитых стран.

Макроэкономическая ситуация сыграла в пользу российских производителей масел. Рост курса валют автоматически повлек за собой увеличение цен на импорт. Дорожающая импортная продукция заставила многих потребителей масел пересмотреть свои предпочтения и сделать выбор в пользу тех российских брендов, чьи эксплуатационные характеристики не уступают зарубежным аналогам.

«Одной цены недостаточно, чтобы завоевать внимание потребителя. Он понимает, что стоимость ремонта двигателя несопоставима со стоимостью канистры масла. Поэтому автомобилисты ищут именно качественную альтернативу импорту, внимательно изучают характеристики товара», – говорит Максим Дондэ.

В ЛУКОЙЛе также обращают внимание на существующий сегодня огромный выбор брендов масел. Вместе с тем, зачастую не все эти масла способны обеспечить достаточно эффективную работу техники в российских условиях эксплуатации. Одновременно с этим, несмотря на то, что в России достаточно много качественных масел производится именно отечественными компаниями, в сегменте присадок все еще доминирует зарубежная продукция.

В «Газпромнефть – смазочные материалы» считают, что дальнейшее развитие российского рынка моторных масел характеризуется, прежде всего, ростом спроса на высокотехнологичные масла, что связано с увеличением рынка современных автомобилей. При этом доля продаж масел, выпускаемых отечественными предприятиями, будет расти, что обусловлено приведением производителями технологических возможностей в соответствие с потребностями рынка.

При подготовке статьи использованы материалы компаний EY и Russian Automotive Market Research

"