Известная своим эффективным «троллингом» перспективных нефтяных проектов международная организация «Гринпис» атаковала проект строительства нефтеналивного терминала «Таналау», который ведет Независимая нефтяная компания (ННК).
В основе претензий «Гринпис» – сомнение в выводах официальных российских надзорных органов, занимающихся экологической экспертизой нефтегазовых проектов. На пресс-конференции в конце ноября в Москве активисты «Гринпис» предложили нефтяникам отказаться от перевозки нефти танкерами и переключиться на использование магистральных нефтепроводов.
По словам профессора владивостокского Морского государственного университета Яны Блиновской, «по наихудшему сценарию» в случае аварии на терминале «Таналау» нефтью будет загрязнено не менее 45 км побережья заказника «Брехеровские острова». Методологию определения «наихудшего сценария» г-жа Блиновская охарактеризовала просто – заказчиком исследования с такими вводными был именно «Гринпис». Вопрос о том, почему выводы экспертиз официальных надзорных органов РФ, проверявших все основные параметры проекта, не приняты в расчет, активисты «Гринпис» объяснили нежеланием следовать «букве закона».
«Если брать не букву, а дух закона, то становится понятно, что если нет окончательного документа (разрешающего строительство – «НиК»), проект не может быть реализован», – сказал руководитель энергетической программы «Гринпис» Владимир Чупров. При этом активисты «Гринпис» не пояснили, что они готовы считать «окончательным документом».
Чупров признал, что судебные разбирательства «Гринпис» с представителями федеральных ведомств по этому проекту пришлось прекратить. Не удалось опротестовать и положительное заключение государственной экологической экспертизы по терминалу «Таналау» – «Гринпис» сам заявил об отказе от иска в адрес Росприроднадзора. Впрочем, как утверждает представитель «Гринписа», виной здесь «несовершенное российское законодательство».
Отвечая же на вопрос корреспондента «Нефть и Капитала» о том, будет ли организация возобновлять тяжбы в судах по данному проекту, Чупров сообщил, что «пока такое решения не принято».
Однако стоит отметить, что на этой пресс-конференции в последний день ноября 2016 года была заложена новая традиция работы «Гринпис» в России – активисты российского филиала организации выступили не только как борцы за экологию, но и как эксперты в области экономики крупных нефтяных проектов. В частности, г-н Чупров отметил, что на сегодня вопрос экономической целесообразности разработки Таймырской группы месторождений в Красноярском крае под вопросом, поскольку, по оценкам, «ряда экспертов» это недостаточно рентабельно.
Это не первый эпизод войны «Гринпис» против российских нефтегазовых проектов в Арктике. В сентябре 2013 г. принадлежащее Гринпис судноArctic Sunriseприняло участие в акции протеста около нефтяной платформы Газпрома «Приразломная» на российском шельфе, в ходе которой с судна были спущены пять лодок с активистами, которые предприняли попытку закрепиться на борту платформы, чтобы вывесить баннер в защиту Арктики. В это время сам ледокол стоял неподалеку и вел отвлекающие переговоры с российскими пограничниками, которые потом задержали одну из спущенных лодок. Поскольку все происходило в границах признаваемой ООН исключительной 200-мильной экономической зоны России, судно было доставлено в Мурманск, а члены его экипажа – задержаны.
Критики «Гринпис» неоднократно отмечали, что активность организации в борьбе с освоением российской Арктики резко контрастирует с тем, как активисты обходят молчанием сланцевую добычу в США, негативные экологические последствия которой сейчас уже очевидны, предметом дискуссии ученых является лишь степень ущерба от «сланцевой революции», а не сам факт.