Нижегородский холдинг «Оргхим» планирует увеличить свою долю на мировом рынке технологических масел для шин до 18%. Для этого компания намерена удвоить производство. Эксперты отмечают, что несмотря на падение спроса на шины в России отечественные производители постепенно вытесняют других игроков на внешнем рынке. Растут и требования к шинной продукции, которой нужно больше масел.
О том, что холдинг «Оргхим» рассматривает возможность открыть в Нижегородской области второе производство инновационных технологических масел, в начале ноября сообщил гендиректор УК «Биохимический холдинг «Оргхим» Николай Ходов. Это заявление он сделал на церемонии выпуска полумиллионной тонны масла-пластификатора.
Производство масел-пластификаторов под маркой «Норман» в Урене холдинг запустил в 2008 году. Мощность предприятия составляла тогда 12 тыс. тонн в год. Масла используют при производстве автомобильных шин и синтетических каучуков. К 2016 году мощность производства увеличилась до 110 тыс. тонн в год. По объему производства «Оргхим» сегодня занимает седьмое место среди мировых производителей.
«В планах холдинга удвоить объем. На сегодняшний день спрос на данную продукцию, развитие рынка безопасных масел в мире говорит о том, что, если мы хотим сохранить свою долю (сейчас это свыше 13-14% мирового производства неканцерогенных наполнителей для шин) – а в планах достичь 18%, – то должны удвоить текущий объем производства. Возможно, один из проектов будет реализован на нижегородской земле», – заявил Ходов.
В компании добавляют, что «Оргхим» рассматривает возможность расширения производства как на российских, так и на зарубежных площадках. В ближайшие два года холдинг намерен инвестировать в расширение более 100 млн долл. Планы включают в себя строительство в 2018 году завода масел-пластификаторов в Малайзии (проект был заявлен еще в 2014-м) и переоснащение лесохимического производства холдинга в России.
Сейчас «Оргхим» поставляет масло «Норман» в восемь из десяти крупнейших мировых шинных компаний, обеспечивающих более 50% мирового производства шин. В числе клиентов – компании Goodyear, Continental, Pirelli, Yokohama, Hankook, NokianTyres.
Эксперты отмечают, что спрос на автомобили и, соответственно, на шины в России пока падает, однако дальнейшие прогнозы благоприятны.
«Рынок грузовых и легковых шин в России сильно просел после 2014 г., – говорит пресс-секретарь Российского союза химиков (РСХ) Дарья Ярцева. – Если говорить об объемах производства в физических единицах, то он сократился с 5 до 2,5 млн штук и с 34,5 до 18,5 млн штук соответственно. Таким образом, доходная и быстро развивающаяся шинная отрасль, пожалуй, сильнее других почувствовала на себе проявления экономического кризиса. Продажи автомобилей, несмотря на государственные программы поддержки, продолжают сокращаться».
Аналитическое агентство «Автостат» ранее сообщало, что продажи автомобилей упали по всей стране. За январь-октябрь 2016 года в России продали 71,1 тыс. новых легковых авто (падение на 6,1%) и 40,9 тыс. грузовиков (падение на 0,8%).
Ярцева отмечает, что «Оргхим» известен как игрок, который «на ветер слов не бросает». «Если они собираются так значительно наращивать мощность, значит, все хорошо просчитали», – говорит пресс-секретарь Российского союза химиков.
Она напоминает, что РСХ собирал в 2015 году производителей шин на Московском международном химическом форуме. Тогда эксперты прогнозировали, что в 2017-2018 годах ожидается эффект отложенного спроса. Во-первых, из-за стабилизации макроэкономических условий, а во-вторых – люди начнут менять на легковых автомобилях шины, на которых в условиях кризиса хотели сэкономить.
По мнению Ярцевой, не стоит забывать и про растущий экспорт отечественной продукции. Из-за девальвации рубля российские шины вытеснили с внешних рынков ряд китайских производителей (например, в премиальном сегменте грузовых шин).
Несмотря на то, что, по словам эксперта Российского союза химиков, российские шины теснят с рынка иностранные бренды, их производители, видимо, переживают непростые времена. Доказательством тому может послужить расположенное в Татарстане предприятие – ПАО «Нижнекамскшина», которое выпускает шины под брендом «Кама». Эта продукция, по словам дилеров, находится в невысоком ценовом сегменте и отличается качеством. Однако показатели предприятия падают второй год подряд. Объем поставок на первичную комплектацию в 2015 году снизился на 26,2%. За 9 месяцев 2016 года выручка компании сократилась несущественно – на 158,2 млн руб., до 11 млрд руб. А вот чистая прибыль за январь-сентябрь 2016 года упала в 10,3 раза (на 218,1 млн руб.) – до 28,1 млн руб.
И все-таки эксперты дают оптимистичные прогнозы. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов назвал проект холдинга «Оргхим» «весьма перспективным». По его словам, спрос на шины разных типов растет, появляются новые шины с улучшенными характеристиками. Для их разработки и производства требуется больше сырья, в том числе и масел-пластификаторов.
Аналитик приводит данные Росстата, согласно которым за январь-октябрь 2016 года было произведено 1,76 млн тонн нефтяных масел различного назначения, масел-пластификаторов, наполнителей и носителей, а за аналогичный период 2015 года – 1,32 млн тонн.
«Вероятно, что это увеличение могло произойти и за счет увеличения производства масел-пластификаторов, – считает Баранов. – Нижегородское предприятие поставляет свою продукцию, которая хорошо известна на рынке, на экспорт. А увеличение производства сможет удовлетворить потребности как внутри страны, так и за ее пределами».
Биохимический холдинг «Оргхим» был создан в 2001 году. Он выпускает масла-пластификаторы и продукты лесохимии (эмульгаторы для синтетических каучуков, канифольные смолы для шинной промышленности, сосновые масла и другие).
Производственные мощности холдинга расположены в трех регионах России: ПО «Оргхим» (Урень, Нижегородская область); ООО ПСК «Биосинтез» (Воронеж) и АО «Сибирский лесохимический завод» (Лесосибирск, Красноярский край). Годовой оборот компании превышает 6 млрд руб. Около 60% оборота обеспечивают поставки на экспорт.