В Татарстане официально открыли первую автозаправочную станцию Shell. Расположена она в столице республики Казани. Еще две АЗС пока работают в тестовом режиме. Концерн заявляет о намерениях открыть до 2020 года в Татарстане больше полусотни заправок. Федеральные и региональные эксперты сходятся во мнении, что Shell станет заметен на местном рынке моторного топлива, когда запустит два десятка АЗС.
АЗС на проспекте Ямашева в Казани открыли 5 октября. В церемонии принимали участие президент Татарстана Рустам Минниханов, исполнительный вице-президент концерна Royal Dutch Shell Иштван Капитани, представители правительства и нефтяных компаний республики. Известие о предстоящем открытии АЗС со знаменитой ракушкой на логотипе появилось летом этого года.
Открытие АЗС Shell в Казани. Фото: kazanfirst.ru
В другом районе города – на улице Гвардейской – АЗС Shell начала работать в тестовом режиме три месяца назад. Еще одну заправочную станцию построили в спальном районе. Она расположилась возле одного из торговых центров Казани – «Франт» на улице Фучика.
В СМИ просочилась информация о том, что партнером Shell в Татарстане станет местная нефтяная компания «Ядран-Ойл». Эту компанию связывают с именем ныне покойного сына президента РТ Ирека Минниханова, в 2013 г. погибшего в авиакатастрофе в международном аэропорту «Казань». Офисы «Ядран-Ойл» располагаются в Казани и Швейцарии.
Еще один слух – о том, что Shell будет продавать топливо купленной «Роснефтью» «Башнефти» – не подтвердился.
Shell в Казани заливает в баки дизельное топливо татарстанского производства – от компании ТАНЕКО, входящей в группу компаний нефтяного гиганта Татарстана «Татнефти». Остальные виды топлива, в том числе эксклюзивное топливо Shell V-Power и V-Power Racing, везут с нефтебаз, расположенных в московском регионе. Как заявил на открытии АЗС директор по развитию оперативного управления сетью АЗС Shell в России Виталий Маслов, в будущем компания рассчитывает продавать бензин, который начнет производить ТАНЕКО.
В 2017 году на ТАНЕКО запустят в эксплуатацию новые установки, которые помогут Татарстану обеспечивать себя бензином. Сейчас его производят лишь 680 тыс. тонн – примерно половину от общего объема потребления; в 2015 году на АЗС республики реализовали более миллиона тонн. В текущем году продажи уже превысили 966 тыс. тонн. К 2025 году «Татнефть» намерена производить 3 млн тонн бензина, а пока его везут из Башкирии, Перми, Самары и Нижнего Новгорода.
Дизельным топливом республика полностью себя обеспечивает за счет производства, налаженного на ТАНЕКО.
Розничные цены на топливо в республике в начале года понизились. Причиной стало снижение оптовых цен на заводах-изготовителях. 23 марта 2016 года цены – впервые за год – начали расти. Второе повышение произошло 8 июня, третье – 13 июля. Причины – рост оптовых цен и повышение акцизов. При этом среди регионов Приволжского федерального округа республика по стоимости топлива находится на последних местах. Ожидается, что запуск установок по производству бензина на ТАНЕКО скажется на стоимости топлива на татарстанских заправках – произведенный в республике бензин будет дешевле привозного.
Перспективы поставок татарстанского бензина Shell прорабатывает со своим партнером в республике – компанией «Ядран-Ойл».
«Нам очень приятно, что партнер «Ядран-Ойл» нашел форму организации, реализации топлива под брендом Shell. Я считаю, что стандарт, который мы здесь увидим, это тот уровень, который потребует подтянуть нам и другие автозаправочные станции», – сказал на открытии заправки президент Республики Татарстан Минниханов.
Председателем совета директоров «Ядран-Ойл» является депутат Госсовета Татарстана Ирек Салихов. Он участвует в нескольких проектах с национальным колоритом. Например, финансирует строительство мечети в центре Казани, и развивает сеть татарского фастфуда «Тюбетей» (его, правда, пока сложно назвать успешным – несмотря на масштабную пиар-кампанию, татарская выпечка не составляет конкуренцию известным сетями). Компания участвовала и в финансировании предвыборной кампании кандидата в Государственную Думу Российской Федерации от Татарстана Ирека Гильмутдинова, перечислив в его избирательный фонд 300 тыс. рублей.
Ирек Салихов
Собственно «Ядран-Ойл» занимается оптовыми поставками светлых нефтепродуктов: дизеля, топлива для реактивных двигателей и печного топлива, произведенных, как пишет сайт компании, на «крупных нефтеперерабатывающих заводах».
«У нас подписано соглашение о партнерстве: часть заправок курируется компанией «Ядран-Ойл», часть – Shell», – сказал на открытии заправки Маслов.
Представители Shell, заявили, что до 2020 года в республике построят 55 заправочных станций. Конечная цель – покрыть всю территорию Республики Татарстан своими АЗС.
«Мы начнем с таких городов, как Казань. Есть планы открыть две заправки до конца года в Набережных Челнах. И дальше: Альметьевск, Бугульма и так далее», – сказал Маслов.
Об инвестициях концерна Shell в открытие заправок не сообщалось. Но, отвечая на многочисленные вопросы журналистов, Маслов заявил, что стоимость одной заправки составляет около 140 млн. рублей.
Концерн Shell намерен открыть в России до конца 2016 года около 40 автозаправок. Сейчас их около 200. Капитани сообщил журналистам, что именно Россию нидерландско-британский концерн рассматривает как один из перспективных рынков в Европе. За последние три года Shell удвоила количество станций в России.
Всего в Татарстане насчитывается 1019 АЗС, которыми владеют около трех сотен компаний. 42% приходится на нефтяных гигантов – «Татнефть», «ТАИФ» (11,46% акций принадлежат сыну первого президента Республики Татарстан Радику Шаймиеву) и ЛУКОЙЛу. На них реализуется 74% общего объема топлива. Большая часть — собственного производства.
Татарстанская заправка Shell стала первой в Приволжском федеральном округе, а началась экспансия на российский рынок с Москвы, 11 лет назад. В Ленинградскую область Shell пришел в 2007 году.
АЗК "Шелл-Аминьевское", Москва
Директор казанского филиала «БКС Премьер» Максим Головатов считает, что пока рано говорить о влиянии Shell на региональный топливный рынок. Оно будет ощутимым не раньше, чем когда в республике откроется сеть, по меньшей мере, из 25-30 АЗС. «Само по себе усиление локальной конкуренции должно пойти на пользу потребителям, поскольку насыщение рынка является естественным сдерживающим фактором для роста розничных цен», – считает он.
В планах компании довести число АЗС в регионах до 500 к 2020 году. Прежде всего, компания выбирает субъекты с наиболее устойчивым социально-экономическим положением и возможностью найти потенциальных партнеров для совместной реализации инвестиционных проектов, в том числе по строительству АЗС. «В этом отношении выбор Казани и Татарстана в целом закономерен, а региональная экспансия в кризис – отличная стратегия для того, чтобы в короткие сроки «расчистить» себе долю на местном рынке», – считает Головатов.
Когда Shell запустит в Татарстане планируемые 55 АЗС, концерн будет владеть примерно 5,4% от общего количества АЗС в регионе, отмечает эксперт. Руководство компании ранее заявляло, что нидерландско-британский концерн нацеливается на долю рынка в 9-12%. Таким образом, к 2020 году Shell может занять от 5 до 12% рынка нефтепродуктообеспечения Татарстана.
«Что касается стоимости топлива, то какого-то эконом-ценника на АЗС Shell ждать не приходится. Главная «фишка» Shell – это качество топлива, а такой бензин по определению не может стоить дешевле, чем в среднем по рынку. В то же время, компания на первоначальном этапе может активно предлагать участие в различных маркетинговых акциях, программах лояльности, бонусах и так далее», – добавил аналитик.
Его федеральный коллега, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов тоже считает, что пока Shell не построит несколько десятков заправок, рынок розничной реализации топлива не заметит прихода компании. «Если компания начнет строить сеть из множества заправок, тогда, возможно, это может сказаться на всем рынке», — сказал он.
Баранов предполагает, что компания считает татарстанский рынок перспективным и рассчитывает на получение прибыли. Приход в Татарстан, отмечает он, свидетельствует об изменениях в стратегии Shell по отношению к России, которые связанные с более активным освоением регионов. В Республике Татарстан планы компании получили поддержку на республиканском уровне, и теперь ее развитие пойдет активнее, рассуждает Баранов.
«Понятно, что для того, чтобы соперничать в регионе с другими игроками, необходима сеть из нескольких десятков заправок. Естественно, что по мере создания заправок, доля компании может увеличиваться, но сейчас назвать точные цифры нельзя», – сказал аналитик.
На открытии АЗС Shell в Казани. Фото: tatar-inform.ru
Представитель Федерации автовладельцев России по Казани Дмитрий Золотов считает, если Shell будет строить заправки в центре и спальных районах города, то популярность им гарантирована. У автомобилистов качество продаваемого на них топлива нареканий не вызывает.
«По результатам нашего мониторинга, АЗС Shell не замечены в продаже некачественного топлива и в прочих негативных моментах. Я думаю, что в будущем они смогут составить конкуренцию таким брендам, как «Татнефть» и «Татнефтепродукт». Это при том, что у нас есть еще «ТАИФ» и «Ирбис» (входит в группу компаний «ТранзитСити», головной офис в Казани – прим. авторов). На рынок приходят новые игроки, и я думаю, что появится здоровая конкуренция», – говорит Золотов.
Золотов считает, поскольку Shell не является татарстанской компанией, их АЗС не будут придерживаться общепринятых на рынке цен. «Они могут понижать ее. Эксклюзивное топливо, такое как Shell V-Power Racing 98 есть у каждого бренда. Это довольно дорогой бензин. Чем дороже топливо, тем оно лучше», – сказал он.
По мнению Золотова, сейчас компания не составляет конкуренции на республиканском рынке. «Насколько я знаю, они хотят построить до 50 заправок. Популярность их будет зависеть от места расположения», – резюмировал казанский представитель ФАР.
Татьяна Ренкова
Никита Ишмуратов
Диана Самохина