ФАС выявила более чем двукратный рост тарифов на перевалку грузов в портах за последние три года

22 июня 2016, 10:12
ФАС возбудила дела против девяти стивидорных компаний, подозревая их в установлении монопольно высоких цен на перевалку контейнеров, зерна, нефти и минудобрений, сообщила вчера служба. Это Туапсинский морской торговый порт и "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (входят в UCLH Владимира Лисина), Новороссийский морской торговый порт (НМТП) и Приморский торговый порт ("Транснефть" и группа "Сумма"), "Первый контейнерный терминал", "Петролеспорт" и Восточная стивидорная компания (Global Ports), а также подконтрольные структурам Андрея Мельниченко Мурманский морской торговый порт (39% у СУЭК, 37% у "Еврохима") и "Агросфера" (55% у "Еврохима"), сообщает газета "Коммерсант".

ФАС возбудила дела против девяти стивидорных компаний, подозревая их в установлении монопольно высоких цен на перевалку контейнеров, зерна, нефти и минудобрений, сообщила вчера служба. Это Туапсинский морской торговый порт и "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (входят в UCLH Владимира Лисина), Новороссийский морской торговый порт (НМТП) и Приморский торговый порт ("Транснефть" и группа "Сумма"), "Первый контейнерный терминал", "Петролеспорт" и Восточная стивидорная компания (Global Ports), а также подконтрольные структурам Андрея Мельниченко Мурманский морской торговый порт (39% у СУЭК, 37% у "Еврохима") и "Агросфера" (55% у "Еврохима"), сообщает газета "Коммерсант".

По поручению президента и правительства ФАС изучила рынок стивидорных услуг в портах в 2013-2015 годах и установила, что после либерализации в 2013 г. в среднем цены на услуги стивидоров выросли в 2,5 раза, "а по отдельным позициям - более чем в десять раз". Как отмечает служба, в подавляющем большинстве тарифы устанавливаются в валюте. В ФАС пояснили, что рост цен рассчитан в рублях, но заметно выше роста курса валют за период. В службе не исключают, что "могут инициировать пересмотр решений ФСТ за 2013-2014 г.ы": речь идет о возврате регулирования стивидорных услуг. ФАС выдала предупреждения участникам отрасли о необходимости устанавливать тарифы в рублях и уведомила, что за поддержание монопольно высокой цены положен оборотный штраф в размере 1-15%.

В ФАС пояснили, что сейчас против ряда стивидоров возбуждаются дела по факту непредоставления информации. Среди предоставивших есть те, кто не допустил резкого роста цен, но их очень мало, говорят в ФАС, а пример Global Ports показывает кратную разницу в маржинальности EBITDA по портам компании в РФ и Европе.

Дискуссия обострилась на фоне усилий государства по сдерживанию роста транспортной составляющей для грузоотправителей. РЖД обязалось сдерживать индексацию тарифов в 2016 году, установленную в 9%, за счет тарифного коридора так, чтобы фактический рост составлял 7,5% (в 2017 году - не более 4,5%). На совещании по транспортной составляющей в цене угля в мае, рассказывали его участники, РЖД дало понять, что резерв экономии за его счет исчерпан, и было предложено экономить на перевалке, что не очень устроило грузоотправителей, у многих из которых есть терминалы.

"Мы рассматриваем разные варианты регулирования этого сегмента,- говорит советник руководителя ФАС Павел Шпилевой.- Скорее всего, речь будет идти о частичном регулировании цен - либо о той или иной степени согласования, либо о мониторинге, либо о регистрации цен. В текущем состоянии мы ситуацию не оставим".

В UCLH Владимира Лисина сообщили, что готовы будут комментировать сообщение ФАС только после получения официального уведомления по вопросу. В "Еврохиме" пояснили, что "Агросфера" не занимается стивидорной деятельностью, ее активы переведены в "Мурманский балкерный терминал". "С момента прекращения ценового регулирования НМТП не проводил существенного увеличения тарифов на перевалку указанных в сообщении ФАС грузов",- говорят в компании. В рамках мониторинга информация о тарифах направлялась ФАС, замечаний в адрес НМТП не поступало, поясняют в холдинге. Источник в крупной стивидорной компании говорит, что список компаний странен, непонятны претензии, при этом никто из этих компаний уведомлений не получал.