Министр энергетики РФ Александр Новак сомневается, что все страны, входящие в ОПЕК, смогут договориться о "заморозке" добычи.
"Дверь не закрыта для реализации этой идеи. В конечном итоге мы договорились продолжить консультации до июня и очередного саммита ОПЕК. Основное требование было, чтобы все страны участвовали в этом соглашении. Я не буду загадывать, но, на мой взгляд, есть сложности в том, чтобы договориться всем странам. Есть сложности экономического, есть сложности политического характера. Все мы знаем позицию Ирана, который считает, что он сейчас находится в невыгодном положении для замораживания добычи", - сказал министр в интервью телеканалу НТВ.
Новак отметил, что во встрече в Дохе 17 апреля принимали участие 18 стран, из которых в ОПЕК входят 11. Общий объем добычи этих стран составляет 50% от добычи нефти в мире, а в добыче стран-экспортеров нефти эта доля превышала 75%. Он напомнил, что текст совместной декларации соглашения был предварительно согласован экспертами и предусматривал заморозку добычу нефти на уровне января на срок до 1 октября, а также создание консультационной группы, которые следила бы за исполнением договоренностей. Также декларация предусматривала возможность следующей встречи.
"Но произошло неожиданное событие и для нас, и для многих других стран. Некоторые страны ОПЕК изменили буквально перед самым началом встречи свою позицию. Уже не секрет, это Саудовская Аравия и некоторые страны Персидского залива. Идея, которую они предложили: заморозка должна быть обязательно поддержана странами, которые не участвуют в этой встрече. Это стран ОПЕК - Иран и Ливия, и экспортеры-мейджоры, не входящие в ОПЕК", - пояснил министр. Новак отметил, что идея заморозки добычи была в том, что сократить срок балансировки спроса и предложения на рынке на 3-6 месяцев. Февральские договоренности Катара, России, Саудовской Аравии и Венесуэлы показали, что волатильность цены на рынке можно снизить.
При этом он добавил, что Россия по прежнему готова к консультациям и не обуславливает свое участие конкретными странами. При этом отсутствие договоренностей не скажется на российских компаниях. "Возможно какие-то крупные проекты будут сдвинуты, но никакой трагедии из этого делать не следует. Рыночная балансировка убирает неэффективные проекты. Есть, конечно, у нас небольшое разочарование, мы летели сюда (в Доху) почти с уверенностью достичь договоренности. Но в целом Россия от этого не пострадает. Если удастся договориться, это даст нам дивиденды в виде сокращения сроков балансировки рынка. Но Россия абсолютно конкурентоспособна. У нас есть ожидания прироста добычи. Для нас и для нашей отрасли это не носит критического характера. Если они договорятся внутри ОПЕК, мы всегда сможем присоединиться", - заключил министр.