Еврокомиссия (ЕК) сегодня официально представила второй пакет своих предложений по повышении энергобезопасности сообщества в рамках принятой в прошлом году энергетической стратегии ЕС. Основной темой этого пакета является регулирование европейского импорта, рынка, и использования газа. Сегодня документ был формально одобрен Еврокомиссией. Это техническая плановая процедура, результат которой не вызвал сомнений ведь именно Еврокомиссия его и разрабатывала. Пока это лишь законодательная инициатива ЕК. Для вступления этого документа в силу он должен получить поддержку всех 28 стран сообщества в Совете ЕС, а также одобрение Европарламента.
Газа меньше, но не намного
Как заявил еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович, "у ЕС есть четкая оценка, что к 2030 году мы будем нуждаться в 350-380 млрд кубометрах газа с учетом наших усилий по развитию альтернативных источников энергии и обязательств по сокращению выбросов парниковых газов", - сказал он.
По данным Евростата, в период с 2010 по 2014 г. потребление газа в ЕС сократилось с 531 до 411 млрд куб. м в год, что связано как с принудительными мерами по ограничению газовой электрогенерации (в рамках диверсификации источников энергии), так и с сокращением производства в условиях кризиса суверенной задолженности зоны евро. Значительный спад потребления Евросоюза за последние пять лет в значительной степени ограничивает дальнейшие возможности ЕС по сокращению потребления газа.
Уроки энергокризисов
Новые предложения Еврокомиссии (ЕК) по энергобезопасности - это не объявление войны "Газпрому", заявил на презентации этой концепции еврокомиссар по климатическим изменениям и энергетике Мигель Ариас Каньете, отвечая на прямой вопрос французского журналиста.
"Это не объявление войны "Газпрому". Мы хотим создать условия для поддержки коммерческих контрактов на поставки газа в ЕС, выгодные для европейских потребителей", - отметил он.
По его словам, Еврокомиссия просто "хочет вынести уроки из газовых кризисов 2006 и 2009 годов", когда Украина в канун Нового года на фоне неурегулированных платежей за газ начинала несанкционированный отбор российского газа из транзитных газопроводов, в результате ЕС какое то время недополучал законтрактованные объемы.
"Новые предложения ЕК по энергобезопасности не нацелены исключительно на "Газпром", - заверил, в свою очередь, еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович.
Четыре "энергоблока" Еврокомиссии
Документ ЕК включает предложения по повышению эффективности европейского энергорынка, механизм проверки на соответствие нормам ЕС контрактов и межправительственных соглашений на поставки газа в страны Евросоюз из-за пределов сообщества, меры по стимулированию закупок и использования сжиженного газа, а также предложения по повышению энергоэффективности европейской энергетики.
Первый блок, предполагает системный пересмотр всего газового рынка ЕС, который сегодня строится по национальному принципу - то есть каждая страна сообщества отвечает только за снабжение своей территории. Еврокомиссия предлагает положить в основу формирования газового рынка региональный принцип, который подразумевает создание достаточного количества возможностей для перекачки газа не только по традиционному магистральному направлению - с востока на запад, но и в обратном реверсном направлении, а также на юг и север. Иными словами, должна быть создана газовая сеть, которая на начальном этапе позволит свободно перемещать газ между государствами ЕС и их газохранилищами в случае перебоев с газоснабжением, а в перспективе может заложить условия для свободной торговли трубопроводным газом. Проблема в том, что строительство этой системы потребует значительных инвестиций в новую инфраструктуру, а значит, удорожание газа.
Второй блок предложений ЕК - это система проверки на соответствие нормам ЕС по конкуренции и правилам энергорынка крупных контрактов на поставки газа, а также межправительственных соглашений, заключаемых со странами- поставщиками из-за пределов ЕС. Причем ЕК намерена проверять эти контракты до их подписания. Мигель Ариас Каньете пояснил, что Еврокомиссия "будет проверять коммерческие контракты сроком действия более одного года и объем которых на национальном рынке соответствующей страны ЕС составит более 40% от всего потребления газа". При этом межгосударственные соглашения на поставки газа будут проверяться все без исключения.
Здесь возникает закономерный вопрос, а много ли у стран Евросоюза внешних поставщиков газа, на контракты с которыми приходилось бы больше 40% их газовых рынков, кроме "Газпрома"? Кого ЕК будет в реальности контролировать?
"Еврокомиссия будет предоставлять свою оценку соответствия контрактов европейским нормам в течение 12 недель с момента начала проверки", - сказал Ариас Каньете.
"Мы не собираемся искать коммерческие тайны или выверять цены", - пообещал он.
Третий блок предложений Еврокомиссии направлен на стимулирование закупок и использования в европейской энергетике сжиженного газа, который, по замыслу ЕК, должен составлять конкуренцию трубопроводному ради общего снижения цен. Речь, в частности, идет о строительстве терминалов для приема судов со сжиженным газом и другой необходимой инфраструктуры.
Этот вид топлива более удобен в транспортировке, чем обычный трубопроводный газ, что способствует воплощению мечты Еврокомиссии о "мобильном и конкурентном общеевропейском рынке газа", однако проблема в том, что на нынешнем этапе этот газ дороже традиционного, таким образом, такая конкуренция приведет не к снижению, а к повышению цен на газ в Европе.Об этом сообщаетТАСС.
Наконец последний блок предложений Еврокомиссии направлен на повышение энергоэффективности ЕС. "В первую очередь, мы рассмотрели вопросы обогрева и охлаждения зданий, на которые приходится до половины всех энергозатрат ЕС", - отметил Шефчович.
Баллада о "Северном потоке-2"
Впрочем, утверждения Еврокомиссии, что новый пакет ее энергетических инициатив не направлен на ограничение возможностей "Газпрома", по сути опровергли сами же европейские журналисты, более половины вопросов которых на пресс-конференции в Брюсселе были не о сути предложений ЕК, а о том, как они повлияют на проект газопровода "Северный поток-2", который обеспечит дополнительные поставки российского газа по дну Балтийского моря в Германию, параллельно существующему маршруту "Северный поток".
Ответы на эти вопросы заслуживают самого пристального внимания.
Так, по словам Ариаса Каньете, в случае ввода в действие "Северного потока-2", ЕК "может получить право проверить газовые контракты Германии", на основании предложенной сегодня новой концепции энергобезопасности ЕС.
"По новой концепции энергобезопасности ЕС Германия сегодня не должна была бы согласовывать свои контракты с ЕК, поскольку они не достигают 40% от потребления газа на национальном рынке. Однако, в случае ввода в действие "Северного потока-2" эта ситуация может измениться. Многое, конечно, будет зависеть от модели продажи газа, поставляемого по "Северному потоку-2". Возможна ситуация, когда объем контракта превысит 40% от национального рынка, что даст ЕК право проверить контракты Германии", - сказал он.
В то же время еврокомиссар признал, что Еврокомиссия еще даже не определилась, подпадает ли морская часть "Северного потока - 2" под "третий энергопакет" ЕС, который, в частности запрещает компаниям производящим или добывающим энергоресурсы быть одновременно владельцем транспортной инфраструктуры.
"Мы сейчас ведем диалог со всеми сторонами, чтобы определить, какие европейские нормы применимы к "Северному потоку - 2", - сказал он, отвечая на вопрос о применимости к этому проекту "третьего энергопакета" ЕС.
"У нас пока очень мало данных об этом проекте", - добавил еврокомиссар.
"Однако "Северный поток" - это не только коммерческий проект, это еще и проект, имеющий большое политическое значение", - сказал Каньете.
Впрочем, его коллега Марош Шефчович, тут же оговорился, что "Северный поток-2" "в обязательном порядке должен соответствовать всем применимым к нему нормам ЕС".