Белорусская нефтяная компания – трейдер белорусских нефтепродуктов – намерена через 5 лет занять около 30% рынка автомобильного топлива Латвии, а дальше – войти в розничный сегмент продаж автотоплива в Польше. Реализуя эту стратегию, белорусский нефтетрейдер стремится получить максимум прибыли при поставках своего товара на премиальные рынки соседних стран, а для этого надо быть поближе к покупателю – самостоятельно торговать моторным топливом на европейских НПЗ, сообщает экспертное сообщество Беларуси "Наше мнение".
Европейские НПЗ за полгода увеличили маржу в 4 раза
Впрочем, как отмечают эксперты, ситуация на европейских НПЗ довольно неплохая. На фоне глобального кризиса в отрасли перерабатывающие предприятия Европы работают «с плюсом». Несмотря на то, что низкие мировые цены серьезно ударили по нефтяной промышленности: компании сокращают рабочие места, а их инвестиции упали до 30-летнего минимума. В то же время загрузка мощностей и доходы нефтеперерабатывающих заводов растут. Нынешним летом маржа европейских НПЗ при переработке нефти Urals выросла до USD8 за баррель с USD2 за баррель в начале 2015 года.
На это обратил внимание редактор агентства Platts Нэд Моллой, которого организаторы конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница» пригласили выступить 24 сентября в Минске.
Анализируя ситуацию на рынке нефти, Нэд Моллой предположил, что радикальных изменений на нефтяном рынке не произойдет. «Скорее всего в 2016-м году цены на нефть не поднимутся и составят USD45-70 за баррель», – отметил эксперт. По его мнению, все будет зависеть от позиции Ирана, который попытается восстановить свою долю на рынке после отмены санкций и сможет прибавить к ежегодной добыче как минимум 1 млн баррелей в сутки, а также от ситуации в странах Ближнего Востока и «рисков падения экономик России и Китая».
Возможно, отметил эксперт, начнет расти потребность в нефти в США и в еще большей степени – в странах Азии. В частности, Китай уже заметно увеличил стратегические запасы нефти и продолжает строить новые нефтехранилища. В то же время экономические трудности в странах BRICS способны дать дополнительный толчок к снижению цен на нефть и другие сырьевые товары.
В то же время вице-президент Argus Медиа Крис Джадж, который также выступил на конференции, считает, что ситуация на нефтяном рынке будет развиваться несколько иначе. Снижение прибыли в условиях низкой цены на нефть заставит американские компании «сократить добычу сланцевой нефти если не в этом году, то в 2016 году, и согласиться с ценой 60-70 долларов за баррель». Эксперт также отметил, что в условиях низких цен на нефть маржа европейских НПЗ «достигла наивысшего показателя за последние 4 года». Правда, как было отмечено, европейские заводы давно не модернизировались, и расходы на оплату труда там велики. И на этом фоне довольно неплохо выглядят перспективы белорусских НПЗ, которых Крис Джадж назвал «одними из самых современных» на пространстве СНГ.
Курс на Прибалтику
Тем не менее, отнюдь не оптимизм экспертов толкает белорусского нефтетрейдера к более решительным шагам по вхождению на европейский рынок – скорее это элементарная необходимость выживания в условиях продолжающегося снижения маржи отечественной нефтепереработки.
Среди экспортных приоритетов БНК – рынок стран Балтии. «Этот рынок стабильный, в отличие от ряда других рынков, в настоящее время он не подвержен валютным колебаниям и весьма перспективный, – здесь есть хорошие возможности для увеличения поставок», – подчеркнул председатель правления TransBaltic OIL (дочернее предприятие БНК, созданное в 2012 г.) Виктор Краснянский.
Пока на топливном рынке Латвии доминируют литовские компании (правда, около половины их поставок – белорусская продукция). Высокая конкуренция на этом рынке стимулирует белорусского поставщика улучшать сервис: сегодня компания готова продавать топливо в Латвии топлива как по котировкам Platts, так и по фиксированным ценам, а также по фьючерсам на ICE Gasoil, кроме того, предлагает частично оплатить транспортировку до нефтебазы. Хеджирование валютных рисков позволило TransBaltic OIL увеличить продажи дизтоплива в Латвии до 8%, в Литве – до 21%, а вот в Эстонии белорусские продажи составляют пока лишь 1%.
В Латвии доля TransBaltic OIL пока составляет около 1/5 рынка, но уже через 5 лет компания планирует довести ее до 30% за счет увеличения реализации нефтепродуктов мелким оптом с нефтебаз и в розницу на АЗС.
В этом году прибалтийская «дочка» БНК уже заключила долгосрочные контракты на поставку реактивного топлива в аэропорты Риги и Вильнюса. Теперь белорусская доля в объеме реактивного топлива Литвы и Латвии выросла до 50%. Отметим, что в этой нище TransBaltic OIL удалось потеснить польский нефтяной концерн Orlen.
В ближайшее время TransBaltic OIL планирует расширить номенклатуру реализуемых нефтепродуктов на рынке стран Балтии. Кроме стратегического экспортного продукта – дизтоплива – компания намерена поставлять на эти рынки автомобильные бензины, дорожный битум, реактивное топливо Jet-A1, топливо для бункеровки.
Исходя из логистики прибалтийский топливный рынок является приоритетным для «Нафтана». В ближайшее время БНК планирует организовать поставки дизтоплива этого завода в объеме 30-40 тыс. тонн в месяц. Стратегическая задача БНК на этом рынке – покупка или аренда одного из нефтеналивных терминалов в Рижском порту. Переговоры по этому вопросу продолжаются уже около 2 лет и, как отмечают в БНК, «процесс идет».
В Польше белорусам мешают «серые» схемы
В Польше БНК работает через свою дочку – компанию Beloil Polska. И хотя она создана лишь 4 года назад, в рейтинге топ-200 топливных фирм в Польше Beloil Polska занимает 39-е место. Сегодня компания продает топливо уже не только в Польше, но и Болгарии, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии и других странах Европы. При этом около 34% всего объема продаж приходится на польский рынок.
Председатель правления Beloil Polska Сергей Кузавков утверждает, что легальную деятельность импортеров на польском рынке осложняют «серые» схемы ввоза топлива, хотя правительство старается закрыть лазейки для недобросовестных поставок. В частности, поставщиков автомобильного топлива обязали вносить залоговое обеспечение в размере PLN 10 млн (около 2,5 миллионов евро раньше такой залог составлял PLN 3 млн).
Однако попытки, с помощью которых правительство пытается решить эту проблему, – введение новых налогов, ужесточение условий при реализации топлива и т.д. лишь усложняют работу легальных импортеров, а «серые» схему как существовали, так и продолжают существовать», – отмечает С. Кузавков. Если бы польскому правительству удастся решить проблему контрабандных поставок, то у белорусов появился бы шанс заметно увеличить поставки на соседний рынок.
Польша импортирует около 1 млн тонн дизтоплива в год. Благодаря логистике и качеству продукции Beloil Polska теоретически могла бы покрыть 50% этого объема. В 2015 году компания планирует увеличить продажи нефтепродуктов и сжиженного газа на европейском рынке с прошлогодних 196 тыс. тонн до 248 тыс. тонн.
Пошаговое движение
Стратегическая задача БНК – войти в розничную продажу нефтепродуктов в Латвии и Польше. Такой опыт у БНК уже имеется. Компания уже вошла в розничные сети в РФ и в Украине. В этом году украинская «дочка» компании – «БНК-Украина» – вышла под своим брендом на розничный рынок Украины. Первые две заправки на условиях франчайзинга введены в эксплуатацию на автодороге Киев-Чоп в городе Броды Львовской области, а также вблизи города Головановск.
В 2015 году две автозаправочные станции под белорусским брендом Beloil также заработали в Смоленской области. Причем, после открытия АЗС под белорусским брендом объем продаж здесь быстро вырос на 70% (продавцы утверждают, что сказывается хорошая репутация белорусского бензина). В перспективе БНК и «Белоруснефть» планируют довести количество брендовых АЗС до 100.
Пока БНК входит в розницу с помощью инструментов франчайзинга или аренды. «Мы двигаемся пошагово: сначала вхождение в АЗС на условиях сотрудничества, а затем, возможно, покупка собственности», – отмечают в БНК.