Posted 2 ноября 2015, 07:21

Published 2 ноября 2015, 07:21

Modified 20 августа 2022, 19:29

Updated 20 августа 2022, 19:29

Иранская нефть может оказаться не таким уж лакомым куском

2 ноября 2015, 07:21
Сюжет
Иран
Иранские чиновники неофициально представили нескольким западным нефтегазовым компаниям новое соглашение о разделе продукции. Как передает информресурс Oil Price, Тегеран надеется, что этот контракт принесет стране 100 млрд долларов инвестиций.

Иранские чиновники неофициально представили нескольким западным нефтегазовым компаниям новое соглашение о разделе продукции. Как передает информресурс Oil Price, Тегеран надеется, что этот контракт принесет стране 100 млрд долларов инвестиций.

Новое соглашение будет рассчитано на более долгий период, чем ранее: срок действия контракта – 20 лет плюс возможность его пролонгации еще на 5 лет. Как заявил ранее Рокноддин Явади, генеральный директор госкомпании NIOC, выплаты государству будут зависеть от объема добытой нефти. Причем компания позволит зарубежным операторам вести переговоры непосредственно с правительством.

Контракт, однако, содержит нюансы, которые могут насторожить мировых нефтегигантов. Соглашение не предусматривает освобождение зарубежных нефтедобытчиков от договорных обязательств в случае, если на страну будут снова наложены санкции. Также Иран потребует, чтобы иностранные компании разделили с государством убытки от возможного падения цен на нефть. И кроме того, иностранные нефтяники должны будут стать партнерами только предварительно отобранных местных компаний.

Иранские чиновники рекламируют новый контракт, как существенно улучшенный по сравнению с тем, который предлагался зарубежным нефтедобытчикам до 2011 года. Те соглашения имели срок действия от пяти до семи лет, предусматривали фиксированный налог на добычу в 15% и не учитывали никаких колебаний цены на нефть и объема добытого сырья.

Несомненно, новые условия лучше прежних. Но достаточно ли они хороши, чтобы удовлетворить мировых нефтегигантов? Требование выполнять обязательства по контракту несмотря на возможное введение новых санкций приведет к серьезным убыткам для операторов. Ведь инвестиции иностранной компании будут вполне материальны — капитал, технологии, оборудование и опытный персонал.

Кроме того, нефтедобытчики будут делать капиталовложения многие месяцы и даже годы, прежде чем получат какие-либо доходы, и пройдет еще больше времени, пока инвестиции окупятся. И при этом зарубежные компании будут делить прибыль с иранским правительством и местными партнерами.

А так как компании и банки, которые вкладывают средства в нефтедобычу в Иране, вряд ли будут рисковать вызвать гнев своего правительства или властей США в случае введения новых санкций, то их инвестиции могут быть просто потеряны. Кроме того, Тегеран может потребовать компенсацию за досрочное расторжение контракта, а это дополнительные потери.

Таким образом, нефтедобытчики и их банки-инвесторы должны будут сначала просчитать все риски вложений в Иран. А их немало, если учитывать активную политическую деятельность Тегерана в регионе Ближнего Востока. В результате мировые нефтегиганты могут не решиться связать свое будущее с Ираном, так как маловероятно, что страна забудет о своих политических амбициях, а значит риски будут существовать неопределенно долго.

Кроме того, компании могут приобрести в 100-процентную собственность активы в других странах, не имеющих политического багажа, подобного иранскому, особенно учитывая снижение стоимости этих активов из-за падения цен на нефть. Например, на этой неделе BHP Billiton объявил о намерении исследовать перспективы нефтеразведки в Австралии.

Наконец, компании должны будут рассчитать воздействие роста иранской нефтедобычи на мировые цены. Многие наблюдатели предупреждают, что в условиях перенасыщенного нефтяного рынка дополнительный миллион баррелей, которые обещает экспортировать Иран после снятия санкций, отнюдь не улучшит ценовое окружение. А это существенно снизит прибыль, которую компании надеются получить, разрабатывая иранские месторождения.

Все вышеперечисленное может оттолкнуть мировых нефтегигантов от Ирана. И, значит, те компании, которые все же решатся сотрудничать с Тегераном, будут инвестировать весьма осторожно. И в результате Иран, вполне возможно, не получит тех 100 млрд долларов, на которые он рассчитывает.

Подпишитесь