Вчера из-за падения китайских биржевых показателей на 8,5%, индексы упали также в Японии, США и Евросоюзе, из-за чего многие комментаторы сразу начали сравнивать ситуацию со всеми финансовыми кризисами, начиная с падения Уолл-Стрит в 1929 году – сообщает британское издание The Economist.
Сегодня индекс Шанхайской биржи также продолжил падать, упав еще на 7,6%, вплоть до того, как рынок не закрылся.
Азиатские фондовые рынки переживают тяжелое лето – показатели Китая упали на 40% от своего пика, чем потеряли весь свой рост за 2015 год.
Это событие резко накалило обстановку, особенно на фоне опасения замедления темпов экономического роста в Поднебесной. При этом, если в Китае спрос на импорт товаров и сырья станет меньше – это будет страшным ударом для его азиатских соседей.
В регионе уже наблюдается отток капитала в развитые страны, который растет большими темпами, во многом благодаря разговорам о том, что ФРС США увеличит процентную ставку.
Необходимо отметить, что национальные валюты больших азиатских экономик неуклонно снижаются – малазийский ринггит упал на 19% с 1 мая, а индонезийская рупия снизилась на 8%. Однако, несмотря на девальвацию, экспортная конкурентоспособность этих экономик не повышается.
Директор Российского центра исследования АТЭС РАНХиГС Наталья Стапран констатирует, что юань, в отличие от кризиса 2008 года и, тем более, 1997 сейчас очень сильно завязан на американскую национальную валюту.
Как бы китайцы не пытались абстрагироваться от мировых тенденций, то, что мы наблюдаем сегодня – можно охарактеризовать как потерю Китаем преимущества изолированности, а это именно это помогало Китаю в предыдущие кризисы.
Данный фактор позволил Китаю не заметить азиатский кризис, а затем вытащить экономику региона, но на сегодня Китай уже очень сильно интегрирован в международные экономические отношения, поэтому данное его преимущество ушло в прошлое.
Из-за этого эксперт не считает, что падение юаня можно рассматривать отдельно от того, что происходит в мировой экономике и конкретно в азиатско-тихоокеанском регионе. Так что, здесь играет роль и цена на нефть, и, соответственно, курс доллара.
Повлияют трудности в Китае и на мировую экономику, поскольку китайские объемы настолько огромны, что не заметить их трудности просто невозможно.
Что касается России, то здесь надо понимать, что, как и в случае с Китаем, для нашей страны самой большой опасностью является непредсказуемость национальной экономики.
Россия с Китаем собираются выйти на бездолларовые отношения, поэтому в этом плане нам был бы выгоден стабильный юань, хотя эффективность дальнейших сделок с китайцами будет зависеть от многих факторов. С одной стороны это может подстегнуть нашу экономику, а с другой – притормозить, что мы снова вернемся к доллару.
Можно сказать, что у России и Китая сейчас общее желание – отказаться от доллара, и это даже при такой негативной ситуации на рынке дает определенные преимущества.
На российские интересы кризисные явления в АТР не окажут большого влияния, поскольку наши объемы в этом регионе сравнительно небольшие.