Еврокомиссия, обвинившая "Газпром" в злоупотреблении доминирующим положением на европейском рынке газа, "обвиняет российскую компанию в своих же собственных промахах", считает cтарший научный сотрудник Международного института стратегических исследований Пьер Ноэль.
Институт является "мозговым центром", в котором работают известные эксперты из разных стран мира, создан в 1958 г. в Великобритании и имеет сейчас представительства в Вашингтоне, Сингапуре, Бахрейне.
"Сложно представить себе более политизированное антимонопольное дело, чем то, с каким выступил на прошлой неделе Брюссель в отношении "Газпрома", - отмечает Ноэль в статье, опубликованной Financial Times.
ЕК 22 апреля направила компании официальный список претензий в рамках европейского антимонопольного расследования, запущенного в 2013 г., и дала 12 недель на предоставление ответа. Еврокомиссия обвиняет "Газпром" в злоупотреблении доминирующим положением на рынке газа в восьми странах ЕС (Эстония, Венгрия, Болгария, Чехия, Латвия, Литва, Польша и Словакия) и в несоответствии нормам ЕС системы ценообразования. Об этом сообщаетТАСС.
Цель Брюсселя - установить "единые цены на природный газ на Европейском общем рынке". Однако такого общего рынка, как отмечает Ноэль, нет.
"Если бы он существовал, то цены уже были бы едиными. Запреты на перепродажу газа, который, как заявила ЕК, она выявила в ряде контрактов "Газпрома" со странами Центральной Европы, действительно, могли бы явно нарушить европейское законодательство. Однако это не объясняет, почему конкуренция не распространилась на эту часть континента", - считает эксперт.
Он отмечает, что когда ЕК впервые решила коренным образом реорганизовать газовые рынки континента в конце 1990-х гг., она воспользовалась положениями британского свода правил и попросила государства-члены создать национальные трубопроводные компании, которые бы регулировались национальными учреждениями и финансировались потребителями газа.
"Но если в Великобритании, имеющей большой рынок с несколькими поставщиками (с месторождений) в Северном море, такая система способствовала появлению конкуренции, то в большинстве стран ЕС она лишь на бумаге", - пишет автор.
На практике же, по выражению Ноэля, Европа представляет собой "лоскутное одеяло из национальных трубопроводных систем и регулирующих органов", что не способствует созданию единого европейского рынка. Исключением является северо-запад Европы, где все же возник интегрированный рынок. Во многом это произошло из-за наличия в этом регионе портов, способных принимать поставки сжиженного газа, а также мощный путепровод, сооруженный между Великобританией и Бельгией.
"В результате, когда начиная с 2008 г. цены на сжиженный газ стали резко падать по отношению к ценам "Газпрома", на российскую компанию было оказано серьезное давление с тем, чтобы она изменила свою систему ценообразования для стран на северо-западе Европы. Подобное не произошло в Центральной и Восточной Европе, и основная причина этого мало что имеет общего с предпринимательской деятельностью "Газпрома", а напрямую связана с правилами ЕС", - отмечает Ноэль.
Они делают практически невозможной перепродажу газа на дальние расстояния, затрудняют понимание рыночных сигналов о том, где именно необходима новая инфраструктура, и ставят препятствия на пути финансирования трубопроводов, пересекающих границы государств. Способность "Газпрома" устанавливать свои цены лишь свидетельствует о "неэффективности газового рынка Европы", констатирует эксперт.
"Еврокомиссия, судя по всему, считает, что если она объявила о существовании единого рынка, то компании обязаны вести себя так, как будто он и в самом деле существует. Это нереально", - резюмирует Ноэль.