Posted 16 марта 2015, 10:07
Published 16 марта 2015, 10:07
Modified 20 августа 2022, 19:31
Updated 20 августа 2022, 19:31
В состоявшихся 13 марта 2015 г. по инициативе комитета Государственной Думы по бюджету и налогам парламентских слушаниях на тему "Налогообложение нефтяной отрасли" приняли участие генеральный директор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций "АссоНефть", д.э.н. Елена Корзун, экономический советник "АссоНефти", д.э.н. Маргарита Козеняшева, а также Николай Гришанков, генеральный директор ООО "Инвест Трейд" -компании, являющейся одним из участников "АссоНефти" и активно откликнувшейся на предложениеМинэнерго малым и средним независимым нефтегазодобывающим компаниям (ННК) обсчитать экономическую модель их бизнеса для выявления целесообразности участия в эксперименте по переходу на налогообложение финансового результата (НФР).
Важно упомянуть, что Совет АссоНефти на своем заседании 30 января 2015 г., анализируя предварительные расчеты моделей потенциального участия компаний сектора ННК в пилотных проектах отраслевого эксперимента по переходу на НФР, пришел к выводу, что предложенный малым и средним ННК в МинЭнерго формат проведения эксперимента (в соответствии с положениями законопроекта, уже внесенного по этой теме в ГосДуму законодателями ХМАО) дает хороший результат лишь для месторождений, находящихся на самой ранней стадии разработки. А компания "Инвест Трейд", как раз, только начинает осваивать нефтяное месторождение"Каменское" в Республике Коми (Печорский район, лицензионный участок "Каменский" - лицензия СЫК 01786 НЭ) с запасами в 27.3 млн тонн по категории С1 и С2.
Заинтересованность "Инвест Трейд" поучаствовать в эксперименте по переходу на НФР ее представитель пояснил так: "Математика простая: мы начали разрабатывать месторождение, для которого бурение обходится примерно в 150 млн руб., а это раза в три больше, чем в среднем по стране. Через два года уже пойдет первая нефть, и мы будем должны платить НДПИ. А вот если бы мы перешли на НФР, то первые налоги стали бы платить после выхода на самоокупаемость – это в среднем лет пять. А с НПДИ период окупаемости растянется на 10-12 лет. Но быстро выйдя на окупаемость, мы бы уже через пять лет начали разработку нового месторождения. Таким образом, отложенный налог помог бы нам существенно увеличить в перспективе суммарную нефтедобычу и, соответственно, налогооблагаемую базу для бюджета".
Выступившая на слушаниях Елена Корзун заявила, что малые и средние ННК заинтересованы во введении НФР не меньше вертикально интегрированных компаний. По ее мнению, переход на НФР - это прогрессивный шаг, который позволит отрасли избавиться от "лоскутной" системы налогообложения, которая с каждым годом все больше усложняется за счет введения все большего числа адресных, узко специфичных льгот. "К тому же, - отметила она, - НФР, который ориентируется на финансовый результат деятельности компаний и по минимуму зависит от цены на нефть и курса доллара, как раз и даст им хорошую возможность выжить в трудное кризисное время.
"Но, чтобы предлагаемая новая система налогообложения заработала, - продолжила Елена Корзун, - ее нужно доработать и обкатать. И компании нашего сектора больше всего подходят для этого, т.к. работают в разных регионах и на разных месторождениях (т.е. обеспечивается репрезентативная выборка), у них нет сложной для налогового администрирования вертикально интегрированной структуры бизнеса, да и объемы добычи у ННК небольшие в сравнении с коллегами-ВИНКам, что позволит существенно снизить риски больших потерь для бюджета во время эксперимента".
"Вовлечение в налоговый эксперимент позволит малым и средним ННК обеспечить к 2030 г.прирост добычи нефти примерно на 20 млн тонн. Согласно расчетам "АссоНефти", эффективное применение НФР возможно для месторождений со сквозными лицензиями, то есть там, где сейчас компаниями активно ведется геологоразведка. А это примерно 35% от сектора малых и средних ННК, суммарные запасы которого по категории С3 составляют 1 млрд тонн", – пояснила гендиректор "АссоНефти"потенциальную значимость участия ННК в эксперименте.
Говоря о критериях отбора пилотных проектов для участия в эксперименте, она акцентировала внимание аудитории на том, что замена НДПИ на НФР должна тестироваться на принципиально разных месторождениях: "Отобрать следует такие проекты, которые давали бы представление о том, как в итоге введение этого налога повлияет на всю отрасль — тут должны быть и новые проекты, и выработанные месторождения, и трудноизвлекаемые запасы. Т.е., одним из критериев отбора должна быть репрезентативность пилотных проектов по отношению ко всему спектру разрабатываемых в настоящее время и готовящихся к разработке месторождений".