"Газпромнефть-Аэро", крупный игрок на рынке авиационного топлива, решила отказаться от работы в аэропорту Симферополя. Компания объясняет этот шаг экономическими причинами — высокими издержками работы в Крыму. Но источник в одной из авиакомпаний связывает это с риском новых санкций ЕС и США.
О том, что "Газпромнефть-Аэро" прекращает работать в аэропорту Симферополя, рассказал гендиректор одной из авиакомпаний, летающих в столицу Крыма. По его словам, поставщик топлива опасается работать в Крыму из-за возможных западных санкций. Об этом сообщаетРБК.
Авиакомпании, выполняющие рейсы в аэропорт Симферополя, известили предприятие ВИТЭК (владеет местным топливно-заправочным комплексом, ТЗК) о том, что с 16 сентября "Газпромнефть-Аэро" прекращает свою деятельность в аэропорту, подтвердила коммерческий директор ВИТЭКа Зинаида Грищенко. Причины ухода заправщика ей неизвестны.
"Газпромнефть-Аэро" работала в Симферополе всего несколько месяцев, уход обусловлен экономическими причинами, утверждает источник в "Газпромнефти". С учетом расположения нефтеперерабатывающих заводов и стоимости услуг оператора ТЗК, "Газпромнефть-Аэро" не могла предоставить клиентам в Симферополе конкурентоспобные цены, указывает он. Ближайшие к Крыму НПЗ находятся в Туапсе (принадлежит "Роснефти") и Волгограде (ЛУКОЙЛ), а из принадлежащих "Газпром нефти" — только в Москве и Ярославле. Это соответствует деловой практике в "Газпром нефти", например, компания ушла из аэропорта Казани в конце 2013 г., продолжает собеседник.
После ухода "Газпромнефти-Аэро" ее место может занять "Роснефть", которая уже обеспечивает 86% продаж авиатоплива в аэропорту "Симферополя" (через свою дочку "РН-Аэро"). Но, согласно сообщению компании, она начала работать в Крыму только в этом году. Уход конкурента и возможные причины этого представитель "Роснефти" не комментирует. Представитель ЛУКОЙЛа утверждает, что компания не присутствует в крымском аэропорту.
По словам источника, близкого к компании, работающей в симферопольском аэропорту, "Газпромнефть-Аэро" обслуживала авиакомпании Red Wings, "Саратовские авиалинии" и "Былина". Представители этих компаний пока не ответили на запрсоы.
"ВИТЭК работает со всеми нефтяными компаниями, авиакомпании могут сами поставлять себе топливо", — отмечает Грищенко. ВИТЭК выполняет полный комплекс услуг по авиатопливообеспечению воздушных судов — от приема топлива до заправки "в крыло". Грищенко подчеркивает, что ВИТЭК не имеет отношения к группе ВЕТЭК украинского олигарха Сергея Курченко.
По словам коммерческого директора ВИТЭКа, с момента присоединения Крыма к России число рейсов в аэропорту Симферополя увеличилось с 30 до 100 ежедневно (в высокий сезон).
Для бизнеса "Газпром нефти" доходы от работы в Симферополе были незначительны. По оценкам ИК "Региона", на заправку самолетов в Симферополе приходилось не более 3-4% от общей реализации топлива "Газпромнефть-Аэро" (выручка компании в 2013 г. составила 59,5 млрд руб.), отмечает аналитик компании Алла Юрова. К тому же, в этом аэропорту была серьезная конкуренция со стороны "РН-Аэро", которая весной получила контракты на заправку самолетов всех крупнейших российских авиакомпаний — "Аэрофлота", "Трансаэро", S7, "Уральских авиалиний" и тд. В таких условиях и с учетом транспортных затрат работать в Симферополе для "Газпромнефти-Аэро" могло стать экономически нецелесообразно, предполагает Юрова. Кроме того с уходом из Симферополя и риск введения санкций в отношении "Газпром нефти" снижается, добавляет она.
Ведение бизнеса в Крыму может спровоцировать санкции в отношении конкретной компании. Так в начале августа Евросоюз наложил санкции на авиакомпанию "Добролет" ("дочка" "Аэрофлота") как раз за полеты в Симферополь. После этого авиаперевозчик был вынужден прекратить свою деятельность, так как европейские контрагенты разорвали с ним договоры на лизинг авиасудов и их техническое обслуживание и страхование.
"Газпром нефти" есть что терять в случае санкций: компания поставляет нефть и нефтепродукты в европейские страны, а также развивает сеть АЗС на Балканах и в ряде восточноевропейских стран. В 2013 г. к заправкам, ранее открытым под премиальным брендом Gazprom в Сербии и Румынии, добавились первые АЗС в Болгарии и Боснии и Герцеговине, говорится в отчете "Газпром нефти". "Газпромнефть-Аэро", которая занимается почти четверть российского рынка авиационного топлива, также присутствует и в зарубежных аэропортах: компания заправляет самолеты в 177 аэропортах в 50 странах.
После присоединения Крыма к России крупные российские компании прекратили бизнес своих украинских "дочек" на полуострове и при этом не спешат открывать российские филиалы. Так, украинские "дочки" ВТБ и Сбербанк закрыли отделения в Крыму, а МТС-Украина и "Киевстар" напрямую больше не оказываютуслуги сотовой связи в регионе. ЛУКОЙЛ, владевший в регионе сетью АЗС, предпочел продать их.