Posted 1 августа 2014, 08:05

Published 1 августа 2014, 08:05

Modified 20 августа 2022, 19:32

Updated 20 августа 2022, 19:32

Бывший юрист ЮКОСа нашел противоречия в вердиктах Гааги и Страсбурга

1 августа 2014, 08:05
Бывший начальник правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов пришел к выводу, что решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и решение Постоянной палаты третейского суда в Гааге по искам бывших акционеров нефтяной компании принципиально противоречат друг другу.

Бывший начальник правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов пришел к выводу, что решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и решение Постоянной палаты третейского суда в Гааге по искам бывших акционеров нефтяной компании принципиально противоречат друг другу. Как заявил Гололобов агентствуИнтерфакс, Россия сможет использовать эти противоречия в апелляционных жалобах.

Гололобов видит противоречие в том, что ЕСПЧ еще 2011 г. решил: взыскание Россией неуплаченных налогов в ЮКОСа было произведено вполне законно. При этом, отмечает юрист, арбитражный суд в Гааге решил, что нефтяная компания была экспроприирована, то есть имело место незаконная операция. Хотя судьи в Гааге признали, что ЮКОС использовал для ухода от налогов сомнительные схемы, они сочли достаточным наказанием за это 25% дисконт от суммы ущерба.

По мнению Гололобова, Россия теперь в качестве аргумента в апелляционной жалобе на решение Гаагского суда должна будет опираться на ЕСПЧ, поскольку решения противоречат друг другу. "Россия должна целовать решение ЕСПЧ в каждую строчку", — сказал он. Об этом сообщаетРБК.

"Какой суд сейчас главнее, это многие хотели бы знать. Это очень сложное и прецедентное дело. Многие настаивают, что арбитраж (Гаага) разбирается в нарушениях Энергохартии, а Страсбург — разбирается с нарушениями конвенции (по правам человека). Многие будут считать, что Гаага превысила свои полномочия, залезая так глубоко в налоговые дела, к тому же в Страсбурге — семь судей, а в Гааге — три судьи. Но имеется массив фактов, о которых приняты совершенно противоположные решения", — подчеркнул Гололобов.

Он также заявил, что, поскольку решение ЕСПЧ предполагает выплату всем держателям акций ЮКОСа на момент ликвидации, то Россия могла бы это сделать, тогда как решение Гааги предполагает, по мнению юриста, выплату компенсации "олигархам", которые подали иск в Гаагу.

Вердикт Постоянной палаты третейского суда в Гааге было объявлено 28 июля. Судьи решили, что Россия должна экс-акционерам ЮКОСа $50 млрд — это компенсация за банкротство и продажу активов нефтяной компании в 2004 г.. Судебный процесс, который начался в 2005 г., продолжался почти десять лет.

Арбитраж постановил, что в деле ЮКОСа Россия нарушила Энергетическую хартию и в 2004 году де-факто экспроприировала нефтяную компанию у ее законных владельцев. Истцы утверждали, что государство получило прямую выгоду от банкротства нефтяной компании, так как ее ключевой актив — "Юганскнефтегаз" — перешел под контроль государственной "Роснефти".

Европейский суд по правам человека огласил свой вердикт в четверг, 31 июля. Суд обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в размере 1,87 млрд евро. Решение Страсбургского суда не является окончательным. На обжалование его в Большой палате ЕСПЧ у России есть три месяца. Согласно решению суда, сумма в 1 млрд 866 млн 104 тыс. 634 евро сложилась из компенсации за штрафы, которые Министерство РФ по налогам и сборам наложило на ЮКОС в 2000 и 2001 гг. в результате налоговой проверки, а также возврата части семипроцентного исполнительского сбора, который был взыскан с компании.

Аналитики отмечают, что хотя сумма, которую Россия должна выплатить по решению ЕСПЧ несравнима с той, которую присудил арбитраж в Гааге, это все равно рекорд. Ранее ЕСПЧ традиционно ограничивался небольшими суммами. Прежний рекорд составлял всего лишь 90 млн евро: в мае 2014 г. такую сумму суд обязал выплатить Турцию за вторжение на Кипр в 1974 г.

"Такая сумма беспрецедентна для ЕСПЧ, я не слышал о сопоставимых компенсациях", — сообщил адвокат Вадим Клювгант, защищавший бывшего руководителя нефтяной компании Михаила Ходорковского по уголовным делам в России. Клювгант отметил, что Европейский суд не ставит перед собой задачу оценить все потери компании и возместить ущерб, а присуждает компенсацию за нарушенные права, предусмотренные Европейской конвенцией.

Теперь у российской стороны есть три месяца, чтобы написать жалобу на это решение в Большую палату Европейского суда. Но на практике ЕСПЧ редко пересматривает свои постановления. Если решение вступит в силу, Россия должна будет в течение трех месяцев выплатить компенсацию. Как пояснил председатель правозащитного центра "Агора" Павел Чиков, в противном случае она может быть исключена из Совета Европы.

Подпишитесь