Posted 22 ноября 2013, 13:00
Published 22 ноября 2013, 13:00
Modified 20 августа 2022, 19:34
Updated 20 августа 2022, 19:34
"Транснефть" консервирует часть трубопровода Баку-Новороссийск, расположенного на границе с Азербайджаном. В 2013 г. через него должно транспортироваться примерно 1,5 млн тонн "черного золота". В феврале 2014 г. договор о транзите азербайджанской нефти через РФ прекращает свое действие. Новые переговоры о прокачке сырья по трубе Баку – Новороссийск провалились. По подсчетам экспертов, "Транснефть" теряет до 2 млрд руб. потенциальных доходов.
О начале консервации нефтепровода Ширвановка-Махачкала сообщил представителям СМИ советник президента компании "Транснефть" Игорь Демин. Об этом в пятницу написала газета "Ведомости". Российская транспортная монополия продолжит прокачивать сырье от Махачкалы до Новороссийска.
Напомним, что перспективы транспортировки "черного золота" по трубе Баку – Новороссийск стали обсуждаться в мае текущего года, когда российские власти расторгли соответствующее межправительственное соглашение из-за невыполнения своих обязательств азербайджанской стороной. С 2002 г. Азербайджан прокачивал не 5 млн тонн сырья ежегодно, что было прописано в договоре, а гораздо меньше. Об этом писал OilCapital.ru в материале "Роснефть" и ГНКАР ведут переговоры о реверсных поставках нефти по нефтепроводу "Баку-Новороссийск". Российская транспортная монополия сообщила о своей готовности поставлять топливо по коммерческому договору, а госкомпания ГНКАР предложила реверс поставок. В августе стало известно о переговорах между ГНКАР и ОАО НК "Роснефть" о возможном экспорте сырья марки Urals из России в рамках своповых сделок. Как передает "Коммерсант", в четверг представители российского нефтяного гиганта заявили, что "идет процесс обсуждения проектов". Однако, по неофициальным источникам, стороны не смогли договориться об условиях поставок. В Министерство Энергетики РФ заявка на прокачку сырья по трубе Баку-Новороссийск на наступающий год не поступала.
И.Демин, слова которого приводит "Коммерсант", подчеркивает, что главной причиной расторжения договора с азербайджанской стороной стали тарифы на транзит топлива. Транспортная монополия предложила их согласно объемам прокачки сырья: при 1,5 млн тонн ежегодно - 720 руб. за тонну, при 1,8 млн – 700 и при 5 млн тонн – 400. Однако эти цифры не устроили Баку. Вице-президент ГНКАР по переработке Давид Мамедов заявил, что ГНКАР не будет заниматься транспортировкой нефти по северному направлению и станет прокачивать топливо по трубам Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса (передает "Интерфакс"). Сейчас более 50 млн тонн азербайджанского топлива ежегодно транспортируется в Турцию, из них 29 млн прокачивает ГНКАР.
Как говорит И.Демин, сегодня тариф на поставку нефти чуть больше 500 руб. за тонну, а за весь 2013 год Азербайджан собирается прокачать всего около 1,5-1,7 млн тонн сырья, тогда как, напомним, эта величина должна составлять 5 млн. тонн ("Ведомости"). Причиной резкого сокращения объемов транзита является падение нефтедобычи в Азербайджанской Республике. "Трубопровод Баку-Новороссийск будет простаивать, пока мы не найдем взаимовыгодного решения с российской стороной" – сказал недавно Д.Мамедов представителям СМИ ("Интерфакс").