Posted 3 октября 2013, 06:44
Published 3 октября 2013, 06:44
Modified 20 августа 2022, 19:35
Updated 20 августа 2022, 19:35
Минувшим летом правительство ХМАО-Югры приняло прогноз социально-экономического развития округа на период до 2030 г. (распоряжение № 383-рп от 26 июля 2013 г.). Несколькими месяцами ранее была принята стратегия социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2020 г. и на период до 2030 г. (распоряжение № 101-рп от 22 марта 2013 г.).
В течение данного периода ХМАО-Югра сохранит статус главного нефтедобывающего региона России, поэтому все официальные прогнозы по региону имеют общеотраслевую, даже всероссийскую значимость.
Не менее значима и показательна эволюция этих прогнозов.
Поэтому прежде чем анализировать новую стратегию, имеет смысл посмотреть, насколько удачной оказалась старая.
Инерция или инновации?
До недавних пор официальным долгосрочным прогнозом считалась Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2020 г., принятая правительством региона в ноябре 2008 г. (Распоряжение № 491-рп). Это было непростое время — в Югре после многолетнего и бурного роста наметилась тенденция к сокращению добычи нефти плюс к этому добавился глобальный экономический кризис, и чем он закончится в ноябре 2008 г. — никто не знал.
В условиях полной макроэкономической неопределенности правительство ХМАО сформировало три сценария развития округа: инерционный, энерго-сырьевой и инновационный.
Инерционный базировался "на гипотезе негативного действия всех внешних и внутренних факторов". Это "минимальные темпы роста национальной экономики, минимальная… мировая цена на нефть (меньше $35 за баррель), максимальные уровни инфляции в России". В рамках этого сценария "резкое ухудшение условий эксплуатации основных месторождений нефти и газа приведет к сокращению добычи нефти к 2020 г. до уровня 220 млн тонн".
Энерго-сырьевой сценарий также предполагал замедление темпов развития экономики России и округа (относительно первой половины 2000-х), но более благоприятную внешнюю конъюнктуру. В рамках этого сценария "ухудшение условий эксплуатации основных месторождений, недостаточность объемов капиталовложений в воспроизводство минерально-сырьевой базы и сверхнормативный отбор нефти из недр в 2004–2010 гг. приведут к сокращению добычи нефти к 2020 г. до 263 млн тонн".
И, наконец, инновационный сценарий предполагал "сбычу всех мечт" при высоких ценах на нефть. В рамках этого сценария за счет внедрения новых технологий и значительного увеличения КИН, формирования "нового слоя неинтегрированных малых и средних добычных и сервисных компаний" и ввода новых месторождений до 2020 г. предполагалось держать добычу в округе на уровне 280 млн твг.
Разумеется, в качестве основного был выбран инновационный сценарий. Он не оправдался, а точнее — провалился.
В том же 2008 г. по заказу правительства ХМАО-Югры началась подготовка Энергетической стратегии Югры на период до 2030 г. В 2009 г. проект был в целом одобрен, но официально Энергетическая стратегия Югры так и не была утверждена. Позднее НАЦ РН имени В.И. Шпильмана, ответственный за "нефтяную" часть стратегии, опубликовал основные тезисы.
Формируя свои прогнозы, шпильмановский центр опирался не на внешние условия (цену нефти и фискальный режим), а на производственную необходимость — на основе проектных документов по разработке месторождений перспективные объемы добычи были рассчитаны по объемам эксплуатационного бурения.
Вариант с сохранением добычи до 2020 г. на уровне 280 млн твг эксперты НАЦ РН назвали "политическим", не соответствующим реальному сырьевому потенциалу округа (поэтому в принципе понятно, почему Энергетическую стратегию тогда не приняли).
В качестве базового (оптимистического) варианта НАЦ РН предлагал увеличение объемов эксплуатационного бурения с 12 млн м в 2008 г. до 16,6 млн м в 2013-м, сохранение достигнутого уровня на 3-4 года, далее — постепенное снижение проходки до 12,1 млн м в 2020 г. и до 7,4 млн м к 2030-му. В таком варианте добыча в ХМАО-Югре к 2020 г. снижалась до 253 млн тонн, к 2030-му, с учетом ввода после 2020 г. месторождений нераспределенного фонда и вновь открытых, — до 222 млн тонн.
Реагируя на кризис 2008 г., разработчики Энергетической стратегии были вынуждены просчитать специальный "кризисный вариант" развития ситуации. Как minimum minimorum для югорской "нефтянки" был обозначен уровень 10 млн м эксплуатационной проходки в год, ниже которого опускаться никак бы не хотелось… При условии, что эксплуатационное бурение в ХМАО в 2008 г. снижается до 10 млн м и остается на этом уровне в течение всего прогнозного периода, добыча нефти в округе согласно проекту Энергетической стратегии к 2020 г. должна снизиться до 220 млн тонн. В 2030 г. месторождения, введенные до 2020 г., дают 164 млн тонн нефти, новые — еще 31 млн; всего, таким образом, получается 195 млн.
Практика показала, что "кризисный" сценарий проекта Энергетической стратегии-2030, а также худший "инерционный" сценарий Стратегии СЭР ХМАО-2020 оказались самыми точными прогнозами добычи в округе на 2009–2013 гг. И это несмотря на то, что эксплуатационное бурение в ХМАО в кризис не снизилось и дальше только росло, а цены на нефть достаточно быстро вышли на комфортный для производителей уровень. Объяснить это можно только опережающим прогнозы ухудшением качества сырьевой базы. К началу второго десятилетия XXI века было уже совершенно очевидно, что ХМАО не сможет в 2020 г. выдать на гора 253 млн тонн нефти. Ни тем более 280 млн тонн.
Коррекция вниз
Когда действующая долгосрочная стратегия оказывается несостоятельной, нужно, не вдаваясь в детали, принять новую, еще более долгосрочную. Это обычная российская практика последних лет.
Летом 2012 г. на общественное обсуждение был представлен проект Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2020 г. и на период до 2030 г., который констатировал, что объемы добычи нефти в регионе находятся в прямой зависимости не только от цен на нефть, но и от налоговой нагрузки на добывающие компании.
В качестве одного из возможных сценариев в этом проекте рассматривался "пессимистический", предполагающий "снижение темпов развития мировой экономики и, как следствие, сокращение спроса на энергоресурсы, что в свою очередь приведет к снижению цен на нефть марки Urals в перспективе до 2020 г. на уровне менее $100 за барр. Низкие цены на нефть приведут к сокращению объемов поступлений в государственный бюджет, что не позволит проводить налоговую политику в нефтяной отрасли, направленную на оптимизацию налоговой нагрузки... В этих условиях нефтяные компании будут разрабатывать наиболее рентабельные запасы нефти, не связанные с повышенными капитальными и эксплуатационными затратами… Реализация данных условий приведет к значительному сокращению объемов добычи нефти на территории автономного округа — до 173 млн тонн в 2020 г. и 98 млн тонн в 2030 г.". В документе подчеркивалось, что "возможность реализации данного сценария… зависит главным образом от политики государства в области налогообложения нефтедобычи. При сохранении существующего уровня налоговой нагрузки в нефтедобыче вероятность социально-экономического развития автономного округа в рамках кризисного сценария значительно возрастает".
"Наиболее вероятный" сценарий проекта Стратегии СЭР ХМАО-2030 ориентировался на благоприятную внешнюю конъюнктуру ($116 за барр. Urals в 2020 г. и $161 в 2030-м) и стабильный рост экономики России. Увеличение поступлений "ненефтегазовых" доходов в бюджетную систему позволит властям постепенно снижать налоговотарифную нагрузку на нефтяные компании "с целью стимулирования вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов и освоение шельфа, а также новых регионов добычи. Так, может быть снижена до 55% предельная ставка от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения в формуле расчета экспортной пошлины". В целом в "наиболее вероятном" сценарии налогово-тарифная нагрузка на нефтедобычу к 2020 г. сокращается приблизительно на 10% от текущего уровня. При таких вводных добыча нефти на территории ХМАО к 2020 г. снижается до 220 млн тонн, к 2030-му — до 165 млн.
Как "оптимистический" в проекте Стратегии СЭР ХМАО-2030 фигурировал сценарий с ростом мировых цен на нефть до $169 за барр. Urals в 2020 г. и $255 в 2030-м, гибкой налоговой политикой и технологическим прорывом. Добыча нефти в округе в 2020 г. в рамках оптимистического сценария прогнозировалась на уровне 256 млн тонн, в том числе 15 млн — из баженовской свиты. Но это скорее не оптимизм, а фантастика.
Реальность же заключается в том, что "кризисный" сценарий образца 2008 г. в 2012 г. превратился для югорской "нефтянки" в "наиболее вероятный". И при этом остается весьма высокая вероят-ность, что на самом деле все будет еще хуже.
Читайте и удивляйтесь…
В марте 2013 г. правительство ХМАО-Югры утвердило Стратегию СЭР региона до 2030 г. В нефтяной части она не имеет практически ничего общего с тем проектом, который несколько месяцев обсуждался с общественностью.
Вообще, по прочтении итогового варианта стратегии складывается впечатление, что нефтедобыча в Югре является настолько проблемной, что о ней стараются вспоминать как можно меньше. "При низких ценах на нефть значительная часть разведанных запасов Югры окажется нерентабельной даже… при предоставлении налоговых льгот, — утверждается в новой стратегии: — В то же время и при высокой цене на нефть существующая система налогообложения приводит к тому, что существенная часть запасов промышленных категорий в автономном округе является нерентабельной". При этом в документе развернуто обсуждается вопрос происхождения нефти и делается допуск, что запасы нефти возобновляются сами, подпитываясь из глубин Земли. Очень показательный, на наш взгляд, момент.
В Стратегии-2030 два сценария: инерционный и инновационный. Однако внешние факторы (цены на нефть, динамика развития экономики России в целом, налоговая нагрузка на нефтедобычу), в которых тот или иной сценарий будет реализовываться, не оговариваются.
Более того, в основном тексте Стратегии-2030 нет даже целевых показателей по добыче нефти! Да, инновационный сценарий ориентируется на появление в округе "новых локомотивов роста экономики" (ими призваны стать "лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс, транспорт и связь, финансовая деятельность, услуги, в первую очередь интеллектуальные (образование, здравоохранение, туризм, деловые услуги)"). И именно инновационный сценарий принят правительством за базовый — "несмотря на то что инерционный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в региональной экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации". Однако без прогнозов по объемам добычи нефти Стратегия СЭР Югры выглядит, мягко говоря, неполной.
В самом деле, согласно стратегии совокупный объем инвестиций в основной капитал в нефтегазодобывающей отрасли ХМАО в 2013–2030 гг. превысит 15 трлн руб., а, к примеру, для лесопромышленного комплекса, "локомотива № 2", данный показатель составит всего 14 млрд. Разница в инвестициях — на три порядка. Поэтому, наверное, не стоит строить иллюзий, что югорский лесопромышленный комплекс к 2030 г. будет обеспечивать сопоставимый с нефтедобычей вклад в валовой региональный продукт.
Впрочем, избежать оценки перспектив добычи нефти авторам Стратегия СЭР Югры до 2030 г. не удалось — они есть в так называемых "дорожный картах" реализации этой стратегии, оформленных как Приложение 2 к распоряжению правительства округа от 22 марта 2013 г. № 101-рп. Прогноз такой: 250 млн тонн в 2015 г., 225 млн тонн в 2020-м и 165 млн тонн в 2030 г. И речь идет, очевидно, об инновационном сценарии. А прежняя Стратегия СЭР, напомним, ориентировалась на добычу в 2020 г. 220 млн тонн только в самом худшем, инерционном сценарии.
И — самые свежие прогнозы
Вполне можно допустить, что в Москве, где региональные стратегии СЭР по идее используют для целей государственного планирования, остались не вполне удовлетворены Стратегией СЭР Югры до 2030 г. Очевидным слабым местом является отсутствие привязки стратегии к ценам на нефть. Прогноз добычи нефти в ХМАО, один из ключевых показателей всей российской экономики, тоже заслуживает более детальной проработки. И, наконец, падение добычи до 220 млн тонн к 2020 г. и тем более до 165 млн тонн к 2030-му выглядит совершенно не "инновационно", не "прорывно". А, наоборот, — безысходно и даже тревожно.
Так или иначе, но все эти вопросы снял Прогноз социально-экономического развития ХМАО-Югры на период до 2030 г., принятый в июле 2013 г.
В прогнозе два сценария — консервативный и, естественно, инновационный с "новыми локомотивами экономики". При этом их реализация от конъюнктуры нефтяного рынка вообще не зависит — прогноз ориентируется на безальтернативный вариант изменения мировых цен, причем вполне благоприятный для России. Предполагается, что средняя цена барреля Urals в 2012–2015-м составит $104,1, в 2016–2020-м — $111, в 2021–2025-м — $127, в 2026–2030 гг. — $151.
Как и в Стратегии СЭР-2030, базовым правительство Югры объявило "инновационный социально ориентированный сценарий", признав, что консервативный сценарий "характеризуется более высокой вероятностью реализации".
Добыча нефти, равно как и прочие экономические показатели, расписана в прогнозе по годам.
В период до 2016 г. включительно разница по объемам добычи нефти между сценариями минимальна: в инновационном варианте в 2016 г. на территории ХМАО будет добыто 247 млн тонн, в консервативном — 246,5 млн. Таким образом, в ближайшие годы никакого прорыва в югорской "нефтянке" не ожидается. Если, конечно, не считать, что в 2015 г. начнется промышленная добыча на месторождениях им. Шпильмана ("Сургутнефтегаз") и Имилорском ("ЛУКОЙЛ"), что, безусловно, замедлит темпы падения добычи по региону в целом. Но, как следует из прогноза, негативный тренд сохранится.
После 2016 г. консервативный сценарий обещает увеличение темпов падения добычи нефти в ХМАО с нынешних 1–1,5% до почти 3% в год со стабилизацией этого показателя в 2020-х гг. В 2020-м, таким образом, добыча составит 220 млн, в 2025-м — 190,2 млн, в 2030-м — 164,3 млн тонн.
Инновационный сценарий предполагает сохранение темпов падения добычи в диапазоне 1–1,5% в год до 2024 г., после чего наступит стабилизация и — с 2026 г. — даже небольшой рост. В итоге в 2020 г. добыча составит 235,5 млн тонн, в 2025-м — 224 млн, в 2030-м — 228 млн тонн. За счет каких именно ресурсов удастся добиться такого результата, в документе не уточняется: "Прогнозная оценка планируемых объемов добычи нефти исходит из возможности реализации намеченного плана стратегических мероприятий в благоприятных внешних и внутренних условиях — при высоких мировых ценах на нефть, сохранении полномочий правительства автономного округа в бюджетной политике, его активном воздействии на поведение нефтяных компаний, успешно осуществляемой модернизации предприятий. Внедрение новых технологий в нефтедобыче позволит ввести в эксплуатацию как новые, так и ныне бездействующие скважины на выработанных месторождениях. Количество вводимых новых скважин по автономному округу в период с 2012 по 2030 г. увеличится с 3888 до 4770 единиц".
Но что будет, если ценовые ожидания, заложенные в прогноз, не оправдаются? Прогноз допускает возможность, что баррель Urals в среднем до 2020 г. будет стоить меньше $90 с плавным повышением до $110 к 2030 г. Однако "учитывая объективные особенности в добыче нефти, прогнозируемые в Югре, снижение ее объема больше, чем запланировано в первом (консервативном. — Прим. ред.) варианте, не предполагается".
Вот так, один решительный росчерк пера и — страна может спать спокойно. Между тем прошлогодний проект Стратегии СЭР Югры, как уже говорилось выше, допускал снижение добычи нефти в округе до 173 млн тонн в 2020 г. и 98 млн тонн в 2030-м и связывал этот сценарий с негативной внешней конъюнктурой и высокой налоговой нагрузкой на нефтедобычу.
Возьмем на себя смелость утверждать, что этот вариант сценария не утратил актуальности.
В июле 2013 г. президент подписал федеральный закон № 213, вводящий льготы по уплате НДПИ и допускающий возможность предоставления льгот по уплате экспортной пошлины для трудноизвлекаемых запасов нефти. Эта новация будет способствовать вовлечению в разработку ТРИЗ, в том числе, а возможно, и в первую очередь — в ХМАО. Однако понятно, что ни о каком качественном снижении нагрузки на нефтедобычу в целом речи не идет. Добавим здесь, что действующая редакция Налогового кодекса для нефти не предусматривает роста базовой ставки НДПИ. В отличие от газа и конденсата. И идею повысить базовую ставку Минфин уже озвучивал...
Второй момент. По ценам на нефть и объемам добычи "консервативный" вариант Прогноза СЭР ХМАО-Югры до 2030 г. близок к "наиболее вероятному" сценарию проекта стратегии. Но тот сценарий кроме высоких цен на нефть предполагал опережающий рост "ненефтегазовых" доходов бюджета, чего пока не наблюдается. Поэтому пока власть никак не может позволить себе снизить налоговую нагрузку на отрасль и июльское решение по льготам для ТРИЗ на самом деле только подтверждает данный тезис — льготы предоставляются "точечно" и только для таких запасов, которые на стандартных условиях не были бы вовлечены в разработку вовсе… В этом свете сценарий, при котором в ХМАО в 2020 г. будет добываться 220 млн тонн, впору называть не консервативным, а оптимистическим.
В заключение остается напомнить, что кризисный сценарий проекта Энергетической стратегии ХМАО-Югры, подготовленный в 2008 г., тоже предполагал добычу 220 млн тонн нефти в 2020 г. Но — без ввода крупных месторождений нераспределенного фонда. Сегодня же власти округа рассчитывают на нефть месторождений им. Шпильмана и Имилорского, для скорейшего запуска которых правительство ХМАО приняло отдельные "дорожные карты".
Опережающий ввод новых месторождений, естественно, приведет к тому, что в долгосрочной перспективе нефти добываться будет меньше. И это видно по официальным прогнозам. Если в 2008 г. проект Энергетической стратегии в кризисном варианте ожидал добычу в 2030 г. на уровне 195 млн тонн, то новая Стратегия СЭР Югры — только 165 млн тонн. Примерно те же 165 млн тонн в 2030 г. фигурируют в консервативном варианте новейшего Прогноза СЭР ХМАО-Югры.
Что же касается "инновационного" сценария прогноза, то он скорее всего не переживет следующего пересмотра стратегических ориентиров главной нефтяной житницы России.
Источник:Нефть и Капитал №09/2013