Минэнерго рекомендует нефтяникам выпускать побольше "Евро-3" вместо "Евро-5"

16 августа 2013, 09:48
Минэнерго РФ на прошлой неделе рекомендовало нефтяным компаниям рассмотреть возможность увеличения выпуска бензинов класса "Евро-3" за счет снижения выпуска топлива "Евро-5". По данным СМИ, таким образом министерство хочет увеличить производство бензинов в стране для насыщения внутреннего рынка. Эксперты сомневаются, что все нефтяники пойдут на эту меру.
Сюжет
Евро-3

Минэнерго РФ на прошлой неделе рекомендовало нефтяным компаниям рассмотреть возможность увеличения выпуска бензинов класса "Евро-3" за счет снижения выпуска топлива "Евро-5". По данным СМИ, таким образом министерство хочет увеличить производство бензинов в стране для насыщения внутреннего рынка. Эксперты сомневаются, что все нефтяники пойдут на эту меру.

О новой инициативе Минэнерго передало в четверг агентство ИТАР-ТАСС, ссылаясь на протокол заседания оперативного штаба министерства 8 августа и свои источники (заседание было посвящено проблеме роста оптовых и биржевых цен на бензин; тогда же Минэнерго рекомендовало нефтяникам нарастить запасы бензина до 1,7 млн тонн к началу сентября, а дизельного топлива - до 0,7 млн тонн к началу ноября). По данным агентства, новая рекомендация касается всех регионов, кроме московского, где местным техрегламентом запрещено продавать топливо ниже класса "Евро-4".

По информации источников газет Ведомости и Известия, рекомендация адресована, основном, Киришскому НПЗ "Сургутнефтегаза", выпускающему топливо всех экологических классов. Но, как уточнил один из собеседников "Ведомостей", подразумевалось, что над такой возможностью подумают и остальные компании.

Согласно официальному комментарию Минэнерго, которое в пятницу приводит агентство Прайм, "данная мера направлена на анализ возможного увеличения каждым производителем количества выпускаемого бензина ". Мера является временной и "дополнительной". Нефтяники должны доложить о возможности и целесообразности увеличения выпуска бензина "Евро-3" за счет снижения производства "Евро-5" на следующем заседании штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов, которое, предположительно, состоится 22 августа, сообщила представитель министерства.

По словам источника "Ведомостей" в одной из нефтяной компаний, логика Минэнерго понятна: "Евро-3" сделать проще и быстрее, к тому же на выходе может получиться больше топлива, чем при производстве "Евро-5". Однако, как отмечают опрошенные изданиями эксперты и участники рынка, подобные действия невыгодны для нефтяников: акциз на топливо класса "Евро-5" составляет 5750 руб. за тонну, а на "Евро-3" он гораздо выше - 9750 руб. за тонну. Вряд ли кто-то из нефтяников будет добровольно сокращать выпуск "Евро-5" без жесткого указания "сверху", считает один из источников "Ведомостей". Другой собеседник газеты отметил, что необходимые для внутреннего рынка запасы топлива компании легко сформируют и без изменения структуры и технологии производства.

Опрошенные СМИ аналитики обращают внимание, что, если нефтяные компании увеличат выпуск топлива "Евро-3", и, соответственно, будут делать больше акцизных отчислений, то они увеличат и розничные цены.

Также эксперты отмечают, что выполнить рекомендацию Минэнерго нефтяникам может быть невыгодно и по технологическим причинам: перенастройка производства потребует времени и определенных затрат. При этом несколько российских нефтекомпаний: "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть", "Башнефть", - уже не производят "Евро-3", выпуская топливо более высоких классов.

Представитель "Роснефти", комментируя ситуацию "Ведомостям", отметил, что все топливо, производимое в России, поступает на внутренний рынок, за исключением продукции, не соответствующей российскому техрегламенту. В "ЛУКОЙЛе" газете заявили, что компания с 1 июля прошлого года производит только топливо "Евро-5" и не собирается вносить в этот процесс изменения. Представитель НК "Альянс" в беседе с ИТАР-ТАСС отметил, что при возвращении к выпуску "Евро-3", премиальные бензины АИ-95 и АИ-98 будут стоить примерно столько же, но АИ-92 подорожает на 2,5 руб. из-за акциза.