Posted 12 октября 2012, 07:34

Published 12 октября 2012, 07:34

Modified 20 августа 2022, 20:20

Updated 20 августа 2022, 20:20

"Роснефть" планирует построить нефтепродуктопровод в Восточной Африке

12 октября 2012, 07:34
"Роснефть" примет участие в строительстве трубопровода из Мозамбика в Зимбабве, который будет обеспечивать нефтепродуктами несколько африканских стран. Первый этап проекта, который сейчас находится в стадии проработки, оценивается в $700 млн. Для "Роснефти" его реализация принесет новые рынки сбыта нефтепродуктов, говорят в компании. А вот откуда будут браться нефтепродукты для поставок в Восточную Африку, пока не раскрывается.

"Роснефть" примет участие в строительстве трубопровода из Мозамбика в Зимбабве, который будет обеспечивать нефтепродуктами несколько африканских стран. Первый этап проекта, который сейчас находится в стадии проработки, оценивается в $700 млн. Для "Роснефти" его реализация принесет новые рынки сбыта нефтепродуктов, говорят в компании. А вот откуда будут браться нефтепродукты для поставок в Восточную Африку, пока не раскрывается.

"Роснефть" примет участие в строительстве трубопровода для транспортировки нефтепродуктов из Мозамбика в Зимбабве, сообщил агентству ИТАР-ТАСС советник президента "Роснефти" Роман Троценко.

По словам Р.Троценко, проект сейчас находится в стадии проработки. Юридические документы, соглашение о создании совместного предприятия (СП) и все разрешения на проход трубопровода планируется подготовить до нового года. Будет создано трехстороннее СП, куда войдут Россия, Зимбабве и Мозамбик. Советник главы "Роснефти" пояснил, что в Мозамбике российская компания будет иметь возможность получить стопроцентное владение трубой, а участок трубы, который пойдет по территории Зимбабве, будет управляться совместно.

Предполагается, что маршрут нефтепродуктопровода проляжет из мозамбикского порта Бейра на берегу Индийского океана до Зимбабве, а недалеко от столицы этой страны - Хараре - будет построено большое хранилище. Трубопровод будет обеспечивать нефтепродуктами также Ботсвану, Замбию и Малави. То есть, как отметил Р.Троценко, это будет крупный региональный дистрибьюторский центр.

"Вообще такой проект не очень сложный, он сложен юридически, поскольку даже с самого начала мы имеем две юрисдикции, а когда присоединятся другие, мы будем иметь очень крупное межправительственное соглашение между шестью странами", - отметил советник главы компании в беседе с агентством.

Строительство нефтепродуктовода, по мнению Р.Троценко, дает возможность "Роснефти" найти рынок сбыта для своих нефтепродуктов, а для африканского региона "дает возможность диверсифицировать условия поставки и снизить цену". По словам собеседника агентства, бензин в Зимбабве один из самых дорогих в мире: литр строит $1,57, а дизельное топливо продается по $1,45 за литр. Он добавил, что объем потребления нефтепродуктов в Зимбабве составляет порядка 5 млн тонн, а существующие нефтепродуктопроводные мощности используются на 100%. "В основном продукты доставляются автомобильным транспортом на расстояние 700-800 км, - рассказал советник главы "Роснефти". - Поэтому мы считаем, что это очень коммерчески важный проект для инфраструктуры, и он коммерчески оправдан".

По оценке Р.Троценко, финансирование первого этапа проекта (без строительства морского терминала) составит $700 млн. Для осуществления финансирования будет организован консорциум, в который войдет Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), а также несколько компаний, названия которых советник главы "Роснефти" называть не стал.

Источник газеты Коммерсант в "Роснефти" рассказал изданию, что нефтекомпания рассматривает "самые разные проекты по всему миру". "Стоит задача стать настоящей глобальной компанией, и участие в подобном проекте в Африке в нее укладывается", - сказал собеседник газеты.

Аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Вахромеев, комментарий которого приводит газета Ведомости, отметил, что проект в Африке может стать первым собственным трубопроводом "Роснефти", ведь до сих пор у компании были только промысловые трубопроводы в России. Строить трубопровод в регионе, где у "Роснефти" нет собственной добычи, нет смысла, считает аналитик. Он не исключает, что компания захочет обзавестись и своим сырьем в Восточной Африке, но на разведку в этом регионе уйдут годы.

Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров в беседе с "Коммерсантом" тоже обратил внимание на неясность того, откуда "Роснефть" собирается поставлять нефтепродукты. В последнее время появилась информация, что шельф Мозамбика богат углеводородами, но госкомпании "сейчас явно не до подобных добычных проектов", полагает эксперт. Он высказал мнение, что участие "Роснефти" в проектах в Зимбабве и Мозамбике является политическим проектом, отмечая при этом, что работа в этих странах связана с высокими политическими рисками.