Posted 26 сентября 2012, 06:45
Published 26 сентября 2012, 06:45
Modified 20 августа 2022, 20:20
Updated 20 августа 2022, 20:20
На российском нефтепродуктовом рынке может вновь возникнуть дефицит топлива. По данным Министерства энергетики (Минэнерго) РФ, в ближайшие два месяца несколько российских регионов будут ощущать нехватку автобензина, а объем нефтепродуктов на нефтебазах опустится до минимума. Ведомство предлагает компаниям ограничить экспорт и применять толлинговую схему поставки сырья на белорусские заводы. Эксперты прогнозируют рост цен на бензин, пишет сегодня газета "РБК daily".
Глава Минэнерго Александр Новак на правительственной комиссии по ТЭКу 24 сентября 2012 г. сообщил, что в стране может возникнуть ситуация с нехваткой автобензина из-за роста спроса на топливо и остановки на ремонт ряда НПЗ, рассказалисточник, знакомый с итогами заседания. Возможно возникновение локального регионального дефицита автобензина в октябре-ноябре с.г. По оценкам министерства, общий максимально возможный дефицит в октябре оценивается в объеме не более 400 тыс. тонн. Это фактически 15% от месячного потребления топлива в стране. В этот период остатки автобензина на НПЗ и нефтебазах вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) могут опуститься до минимальных значений. На московском рынке есть вероятность возникновения кратковременного дефицита в объеме 69 тыс. тонн в октябре и 62 тыс. тонн в ноябре текущего года.Об этом сообщаетРБК.
Проблем с дизтопливом министерство не прогнозирует - спрос на него полностью покрывается предложением. Но ведомство предлагает Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России провести анализ обоснованности опережающего роста цен на дизтопливо и автобензин. По данным ИАЦ "Кортес", дизтопливо с начала года на АЗС подорожало на 86 коп., Аи-92 - на 54 коп., Аи-95 - на 76 коп. В Москве дизтопливо сейчас стоит 30,39 руб., что всего на 4 коп. дешевле Аи-95.
Минэнерго рекомендует нефтяным компаниям до конца года увеличить объем товарных запасов и поставок автобензина на внутренний рынок за счет ограничения экспорта топлива, включая поставку на собственные сети АЗС за рубежом. Также предлагается до конца года максимально (до 90%) загрузить НПЗ. Министерство рассматривает вариант отмены возмещения акциза и налога на добавленную стоимость (НДС) для экспортеров в случае экспорта нефтепродуктов в страны - члены Таможенного союза. Не исключено применение толлинговой схемы переработки российской нефти на белорусских НПЗ.
С начала года ряд компаний увеличили экспорт бензина, в частности "Газпром нефть" - более чем на 20% (до 546,2 тыс. тонн). Нарастили экспорт также "Сургутнефтегаз", "Газпром нефтехим Салават", "Фортеинвест".
Представитель ЛУКОЙЛа отметил, что компания поставляет все производимые объемы бензина на внутренний рынок, а заводы загружены почти на 100%. "На своих фирменных заправках дефицита не допустим", - сказал он. В "Газпром нефти" отметили, что с начала года бензины с Московского и Ярославского НПЗ не экспортировались. Поставка на экспорт осуществляется только с Омского НПЗ компании для обеспечения собственной сети АЗС в Средней Азии. В ТНК-BP и "Роснефти" от комментариев отказались.
"Российский нефтепродуктовый рынок по-прежнему неустойчив. Достаточно одновременного ремонта нескольких заводов, и его начинает лихорадить. 400 тыс. тонн - достаточный объем для того, чтобы рынок отметил его недостаток", - отмечает директор по стратегическому развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков.
Впрочем, эксперт исключает возникновение серьезного дефицита бензина на рынке, а все разговоры об этом повлияют лишь на стоимость топлива. По его прогнозу, в ближайшее время бензин в опте может подорожать на 8-10%, затем рост цен проявится в мелком опте и рознице.
"Как только компании почувствуют выгодность поставок на внутренний рынок, а это обеспечивается ценой, экспорт сократится", - добавил он. С начала 2012 г. рост мировых цен на нефтепродукты составил 37%, в то же время оптовые цены на российском рынке выросли на 20%, а розница в результате внимания со стороны регуляторов прибавила менее 3%.