Тегеран считает, что на сегодняшний день на рынке установилась равновесная цена на "черное золото", однако в условиях продолжающегося эмбарго на иранскую нефть и политического давления на Исламскую Республику, непременно следует ожидать роста цены на нефть на мировом рынке, заявил министр нефти Ирана Ростам Касеми в первом интервью для иностранного агентства.
Страны Евросоюза с 1 июля ввели эмбарго на импорт иранской нефти в ЕС. Таким образом, контракты на поставку нефти из Ирана в страны ЕС, заключенные до 23 января, были закрыты до этой даты. Свои действия страны ЕС объяснили тем, что таким образом они хотят заставить Тегеран отказаться от ядерных амбиций, а запасов нефти в Евросоюзе достаточно, чтобы обойтись без поставок из Ирана в течение четырех с половиной лет. По оценкам экспертов, после того как ЕС ввел эмбарго на поставки иранской нефти, ее импорт на мировой рынок сократился примерно на 40%.Об этом сообщаетРИА "Новости".
"Цена на нефть - это равновесная цена. Я считаю, что сегодня на рынке установилась логичная и равновесная цена. Если на рынке существуют проблемы, то и цена повыситься, что произойдет непременно", - сказал Касеми.
"Если страны-производители столкнуться со сложностями и ограничениями, то и рынок отреагирует на ситуацию соответственно, что вызовет повышение цен. Я считаю, что если некоторые страны продолжат оказывать давление на Иран и ограничивать поставки иранской нефти на рынок, то это негативно скажется на стоимости, а именно станет причиной подорожания нефти", - добавил он.
Стоимость октябрьских фьючерсов на американскую легкую нефть марки WTI (Light Sweet Crude Oil) по состоянию на 12.57 мск снизилась на $0,16, или на 0,17% - до $96,31 за барр. Цена октябрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent опустилась на $0,02, или на 0,02% - до $114,55 за барр.
В конце августа сообщалось, что страны Евросоюза спешат пополнить запасы сырой нефти и топлива, чтобы обеспечить соответствие новым требованиям ЕС и на фоне сообщений о том, что Израиль готовится нанести удар по Ирану. Бельгийское и голландское агентства, ответственные за стратегические нефтяные запасы своих стран - Apetra и Сova, объявили тендеры на импорт в общей сложности около 250 тыс. тонн дизельного топлива и бензина с поставкой в сентябре и октябре. Французское агентство SAGESS, со своей стороны, закупило 267 тыс. тонн баррелей дизельного топлива и провело тендер на поставку около 300 тыс. тонн сырой нефти.
Согласно директиве ЕС, принятой в 2009 г., чрезвычайные запасы нефти 27 государств ЕС не должны падать ниже уровня импорта за 90 дней или показателя среднего суточного потребления в сумме за 61 день. При этом членам ЕС предписано держать треть своих нефтяных запасов в виде нефтепродуктов. Директива определяет также правила пользования стратегическими запасами на случай возникновения кризисной энергетической ситуации.
По словам министра, Иран не является сторонником того, чтобы цена на нефть искусственно занижалась или завышалась.
"Мы как страна, которая является экспортером нефти, не хотели бы, чтобы ее стоимость была бы заниженной или завышенной, поскольку такая ситуация негативно скажется на развитии экономики развивающихся стран", - резюмировал Касеми.
По данным министерства нефти Ирана, в настоящее время Исламская Республика добывает 4 млн барр. сырой нефти в сутки, половина из которой идет на экспорт.
Введение нефтяного эмбарго на импорт иранской нефти в страны ЕС было принято главами стран Евросоюза в рамках ужесточения санкции в отношении Ирана в виду, как считают западные страны, нежелания Тегерана прояснить все вопросы, касающиеся военной составляющей его ядерной программы. США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. Кроме нефтяного эмбарго в настоящее время в отношении Ирана действуют четыре санкционные резолюции Совета Безопасности ООН.
"Шестерка", в которую входят представители России, Великобритании, Китая, США, Франции и Германии, с 2003 г. совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения.