Posted 3 сентября 2012, 06:59
Published 3 сентября 2012, 06:59
Modified 20 августа 2022, 20:21
Updated 20 августа 2022, 20:21
Газпром решил заморозить разработку Штокмановского проекта. На экономике Архангельской области это решение вряд ли отразится, так как реальных инвестиционных проектов пока просто не реализуется, считает главный редактор журнала "Арктика и Север", д.и.н., профессор Юрий Лукин. Все будущие потери связаны с перспективами освоения Штокмана и степенью вовлечения региональной экономики в этот масштабный проект.
"Могла ли область рассчитывать на широкое участие предприятий региона в этом проекте? Да, могла и может, - уверен профессор. - Область имеет необходимый промышленный потенциал. Это активно действующая Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности "Созвездие"; северодвинские предприятия; логистика с использованием аэродрома на Новой Земле; подготовка кадров в САФУ и другие возможности. Отдаление начала разработки Штокмановского месторождения отодвигает получение социально-экономического эффекта развития прибрежных территорий Мурманской и Архангельской областей", - сказал Юрий Лукин.Об этом сообщаетRegnum.
"Однако, хочу отметить, что речь все же идет не о закрытии Штокмановского проекта, а о поиске новых партнеров и разработке по-существу модернизированного технологического и инвестиционного проекта по Штокману. Конечно же это потребует времени, - продолжил эксперт. - Cтратегический проект ОАО "Газпром" - освоение Штокмановского месторождения - продвигается крайне медленно из-за нестабильной ситуации на мировых газовых рынках, изменения конъюнктуры в связи с продолжающимся европейским финансовым кризисом, трендом падения спроса на газ и снижения цены. Увеличилась добыча сланцевого газа в США, и подобные проекты начинают реализовываться в Китае и других странах. Происходит открытие новых перспективных месторождений природного газа на шельфе теплых Средиземного (Кипр, Израиль), Каспийского и других морей, где разведка, бурение, добыча требует меньше затрат, чем в суровых условиях Арктики, а проекты их разработки и логистики базируются на новейших технологиях.
Сложности в технической реализации проекта, выборе технологии сжижения газа в арктических условиях привели к разногласиям между партнерами. Затянулся выбор экономически эффективной модели освоения Штокмана, инвестирования, произошло значительное удорожание проекта в процессе его разработки. Сказывается недостаточный опыт "Газпрома" в реализации освоения углеводородных месторождений в акватории Северного Ледовитого океана. Существующий юридический и налоговый режим в России, по мнению зарубежных партнеров, недостаточно способствовал заключению взаимовыгодных договоров и развитию стратегического партнерства. Все это вместе взятое сказывается на замедлении темпов освоения Штокмана".
Юрий Лукин подчеркнул, что принятие взвешенных динамичных решений по Штокману очень важно для России в условиях обострения конкуренции на газовых рынках. "Думаю, что нельзя затягивать этот процесс. Российский "Газпром", в очередной раз откладывая решение по Штокману, теряет свои конкурентные преимущества, динамичность и те открывающиеся ниши, которые могут быть еще доступными. Здесь идет речь не только о Штокмане, но и о других проектах, реализуемых совместно с зарубежными партнерами, об усилении конкуренции на мировом рынке углеводородов, о постепенном, медленном вытеснении России с этого рынка. Арктические ставки России в такой ситуации многократно возрастают".
Напомним, 30 августа представитель компании "Газпром" Всеволод Черепанов озвучил принятое компанией решение о приостановке Штокмановского проекта на неопределенное время. Перед этим, в июле компания Статойл (Statoil) отказалась от дальнейшего участия в проекте и вернула свои 24% акций оператору проекта ОАО "Штокман Девелопмент АГ". Экономические и социальные исследования о том, сколько прибыли принесет компании разработка Штокмановского проекта, какие компании могут в проекте принимать участие и на какие льготы можно рассчитывать, Статойл вел весь последний год. Различные организации в нескольких регионах собирали информацию по крупицам, а затем аналитики компании сводили ее воедино. В итоге решение было принято не в пользу проекта, и норвежская сторона вышла из него с ощутимыми потерями. Статойлу пришлось списать $340 млн, затраченных на подготовку проекта.