В четверг в российских СМИ появились данные, что на время проведения во Владивостоке саммита АТЭС спецслужбы Приморья предлагают владельцам независимых АЗС продавать не более пяти литров на машину в день, чтобы ограничить в городе движение транспорта. Впрочем, госорганы не подтверждают эту информацию, эксперты не верят в такую возможность, а губернатор Приморья пообещал лично контролировать ситуацию.
Владельцы независимых автозаправок в Приморье получили от спецслужб письма, в которых рекомендовано ограничить продажу бензина во время проведени саммита АТЭС (пройдет во Владивостоке 1-8 сентября), сообщило в четверг российское бюро Reuters со ссылкой на местных участников рынка. Как рассказал агентству один из трейдеров, в письме указано, что заправки с 6 по 11 сентября должны продавать по пять литров на машину в день. Источник сказал, что спецслужбы мотивировали директиву ограничить сбыт нефтепродуктов стремлением максимально снизить самостоятельное перемещение жителей Владивостока (в котором проживает 600 тыс. человек), где численность автомашин на душу населения в два раза выше, чем в Москве. Авторы письма якобы считают, что дефицит топлива заставит автовладельцев пересесть на общественный транспорт. О таком письме "Рейтер" также сообщил источник, близкий к региональным правоохранительным органам и ряд других источников на рынке.
РБК daily в пятницу приводят комментарий МВД относительно писем владельцам АЗС. "Подобные указания в компетенцию МВД не входят, и быть их не могло", - заявили изданию в пресс-центре министерства. Представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) сказал РБК daily, что в ведомство не поступали обращения независимых операторов рынка. О том же в ФАС заявили и Газете.Ru. Комментариями ФСБ названные СМИ не располагают.
На топливном рынке Приморья доминируют государственная "Роснефть" и независимая компания "Альянс". Пресс-секретарь "Альянса" заявила "Рейтер", что в компании не располагают информацией о просьбах властей ограничить продажи. РБК daily обращался в "Роснефть", в компании от комментариев отказались. Источник издания в оргкомитете саммита АТЭС сказал, что оргкомитет также не располагает информацией о рассылке писем операторам АЗС.
РБК daily обратились также в Минэнерго, но там информацию о письме комментировать не стали. Но в министерстве подчеркнули, что ситуация с обеспечением нефтепродуктами Дальневосточного федерального округ стабильна, запасы бензина составляют от 10 до 38 суток, дизельного топлива — от 13 до 73 суток, спрос удовлетворяется в полном объеме и угроза дефицита исключена.
Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский в своем "Твиттере" опроверг сообщения о возможном ограничении розничной продажи. "Никаких проблем с бензином в Приморье не будет. Лично контролирую ситуацию", – цитирует слова губернатора "Газета.Ru".
"Рейтер" пишет, что в четверг и предыдущие дни ажиотажа на автозаправках Владивостока не наблюдалось, но покупатели отметили, что в августе бензин подорожал примерно на 0,5 руб. за литр. А по информации "Газеты.Ru", за минувшие субботу и воскресенье цена на бензин в регионе поднялась в среднем на 1,5 руб., в связи с чем ФАС готова инициировать проверку.
В Российском топливном союзе также не знают о возможном ограничении продажи топлива во Владивостоке. "Я впервые об этом слышу", - заявил "Газете.Ru" глава организации Евгений Аркуша. По его мнению, смысл "этой затеи" непонятен: водителям еще до начала саммита ничто не мешает запастись топливом и спокойно ездить дальше. "И потом, я вас уверяю, никто не будет все это выполнять", – сказал изданию Е.Аркуша. Исполнительный директор Российского топливного Григорий Сергиенко в беседе с РБК daily отметил, что ограничительные меры приведут к возмущению народа, ажиотажу на заправках и росту цен на нефтепродукты. "Проще ограничить передвижение по городу, а перекладывать решение этой задачи на топливный рынок неправильно", - говорит эксперт.
Источник РБК daily в одном из министерств считает, что подобные письма не могли быть разосланы, поскольку ограничение топлива — это не компетенция спецслужб. По мнению собеседника издания, кто-то таким способом пытается поднять цены на нефтепродукты.