Нефтяные компании не успевают модернизировать свои перерабатывающие мощности в сроки, которые были оговорены прошлогодними соглашениями с государством, пишет в пятницу газета Коммерсант. По информации издания, почти все крупные компании обратились в правительство с просьбой сдвинуть сроки. Согласовать послабления удалось пока только "Сургутнефтегазу".
Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Ростехнадзор и Росстандарт согласовали изменения в соглашение с "Сургутнефтегазом" по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, пишет "Коммерсант" со ссылкой на источник в одном из ведомств. Срок ввода в эксплуатацию установок изомеризации и каталитического риформинга был перенесен с 2015 г. на 2016 г., установки гидрокрекинга — с 2012 г. на 2013 г., гидроочистки — с 2014 г. на 2015 г. Также ведомства согласовали изменение объемов производства моторных топлив.
По информации "Коммерсанта", с аналогичными просьбами к правительству обратились и другие компании: "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", ТНК-BP, "Газпром нефть", "Газпром", "Славнефть", "Башнефть", "Татнефть", ТАНЕКО, НК "Альянс", а также Новошахтинский, Афипский, Антипинский, Ильский и Краснодарский нефтеперерабатывающие заводы. В основном компании и предприятия просят перенести сроки ввода установок в среднем на один год. В компаниях не дают официальных комментариев. Как сообщают источники издания, пока послабления даны только "Сургутнефтегазу".
Неофициально нефтяники объясняют просьбы пересмотра соглашений проблемами с подрядчиками. "Это стройка, нельзя точно предугадать, когда ее получится завершить. Кроме того, на тот момент соглашения готовились в спешке, за это время ситуация изменилась",- пояснил "Коммерсанту" топ-менеджер одной из крупных нефтяных компаний. По словам источника газеты в правительстве, соглашение с "Сургутнефтегазом" было изменено из-за того, что у компании в 2013 г. выпадают объемы в размере 500 тыс. тонн топлива. Собеседник издания рассказал, что на 2013 г. существенных изменений графиков модернизации нет, в 2014-2015 гг. ситуация будет "гораздо серьезнее": многие компании к этому сроку "реально не успевают".
"Коммерсант" напоминает, что четырехсторонние соглашения между ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и нефтяными компаниями были заключены в октябре 2011 г. В действующий техрегламент были внесены изменения, благодаря которым оборот в России бензинов и дизтоплива класса "Евро-2" был продлен до 31 декабря 2012 г., "Евро-3" - до 31 декабря 2014 г., "Евро-4" - до 31 декабря 2015 г. Тогда правительство фактически пошло на уступки нефтяникам, которые не успевали модернизировать свои перерабатывающие мощности до необходимого уровня.
Издание отмечает, что в конце июля заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин говорил, что подавляющее большинство компаний соблюдают новые сроки. Правда, чиновник тогда признавал, что "есть некоторые сложности с реализацией ограниченного количества соглашений". Он также тогда говорил, что правительственной комиссией по ТЭК было принято решение о возможности корректировке соглашений, но эти изменения не должны повлиять на поставки топлива на внутренний рынок.
Аналитик "Номос-банка" Денис Борисов, мнение которого приводит газета, отмечает, что у Киришского НПЗ "Сургутнефтегаза" есть серьезные задержки с вводом в эксплуатацию установки гидрокрекинга, и сроки переносятся не первый раз. Он добавляет, что соглашения исходно предполагали для всех компаний довольно жесткие сроки, и туда явно не закладывались возможные проблемы с подрядчиками. Также эксперт обращает внимание, что нефтяные компании, по-прежнему, не решаются на большие инвестиции в нефтепереработку из-за неопределенности с налоговой системой: власти не дают четкого понимания, как долго будет действовать система "60-66", позволяющая эффективно вкладывать в downstream.