В конце июня компания Nord Stream завершила сварку второй нитки газопровода "Северный поток". Ввод ее в эксплуатацию запланирован на IV квартал 2012 г., после чего общая мощность системы возрастет до 55 млрд куб. мв год(см. также "Все трубы — на дне" в "НиК" №6, 2011 г.).
Не исключено, что на дальнейших этапах проекта число его участников расширится. 20 июля совет директоров ТНК-BP рассмотрит вопрос о возможности присоединения компании к "Северному потоку". Российско-британский холдинг заявляет, что проект интересен ему как возможность "монетизации газовых запасов новых проектов компании — разработки месторождений "Роспана", а также добычи газа на Ямале".
Первоначально идея вхождения в "Северный поток" возникла у ВР, думавшей об участии в строительстве четвертой нитки газопровода до Великобритании. Однако российский акционер ТНК-BP — ААR — заблокировал эти планы, предложив вынести их на обсуждение совета директоров материнской компании. Напомним, в прошлом году из-за неуступчивости российского акционера была сорвана сделка BP по стратегическому альянсу с "Роснефтью"(см. "Казус ААR" в "НиК" №5, 2011 г.).
На сей раз ситуация может разрешиться более продуктивно. ТНК-BP сообщила, что в случае, если детальный анализ выявит отсутствие коммерческого интереса компании к "Северному потоку", она не будет возражать против участия ВР "в этом стратегическом для России проекте".
Думается, что ВР "Северный поток" интересен прежде всего как "входной билет" на российский шельф — теперь на участки "Газпрома". "Газпрому" приход нового участника, в принципе, тоже выгоден: у него имелись проблемы с доступом на рынок Великобритании, и политический ресурс ВР пришелся бы тут весьма кстати. Что касается ТНК-BP, то ее участие в проекте может осложнить продолжающийся конфликт акционеров, приведший к уходу со своего поста главы компании Михаила Фридмана.
Еще один вопрос — понадобятся ли Европе, стоящей перед новой волной кризиса, дополнительные объемы газа. Не случайно вопрос о строительстве третьей и четвертой ниток трубопровода планируется решить лишь к концу этого года, и, по словам источника в "Газпроме", пока "обсуждать с ВР по большому счету нечего". Об этом пишет Нефть и Капитал.
Кстати, стагнация спроса уже сегодня вынуждает "Газпром" идти на ценовые уступки потребителям. В начале июля концерн договорился о корректировке долгосрочных контрактов с E.On, благодаря чему последняя только в I полугодии может сэкономить около E1 млрд. Пересмотра газовых контрактов требуют и другие ключевые клиенты "Газпрома" — так, польская PGNiG рассчитывает добиться уже 20%-ной скидки.