Новые правила перевозок ставят нефтяную отрасль под угрозу коллапса

17 мая 2012, 12:51
Крупнейшие нефтяные компании страны в среду обратились с совместным письмом в Минтанс с просьбой отложить до 1 августа введение запрета на перевозку нефти и темных нефтепродуктов в цистернах для перевозки светлых нефтепродуктов, который вступил в действие с 10 мая. Нефтяники предупреждают, что новые правила грозят недопоставкой нефти на крупнейшие НПЗ страны и сокращениям поставок топлива российским потребителям. Проблемы с поставками на свой НПЗ уже признала НК "Альянс", есть сложности и у предприятий других компаний.

Крупнейшие нефтяные компании страны в среду обратились с совместным письмом в Минтанс с просьбой отложить до 1 августа введение запрета на перевозку нефти и темных нефтепродуктов в цистернах для перевозки светлых нефтепродуктов, который вступил в действие с 10 мая. Нефтяники предупреждают, что новые правила грозят недопоставкой нефти на крупнейшие НПЗ страны и сокращениям поставок топлива российским потребителям. Проблемы с поставками на НПЗ уже признала НК "Альянс"; по неофициальным данным, есть сложности у предприятий других компаний.

Новые правила перевозок нефти и нефтепродуктов были приняты после ряда произошедших в стране крупных аварий цистерн-вагонов, перевозящих нефть и нефтепродукты. Как напоминает газета Ведомости, один из серьезнейших инцидентов произошел в конце января, когда в Амурской области 17 цистерн сошли с рельсов, в результате этого разлилось от 100 до 200 тонн нефти, а площадь разлива составила около 600 кв. м.

В апреле этого года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) стала разбираться в причинах аварий перевозящих нефтепродукты цистерн, пишет газета Коммерсант. Ведомство нашло объяснение: по его выводам, сходы произошли из-за того, что в цистернах для светлых нефтепродуктов перевозили темные нефтепродукты, которые имеют большую плотность и оказывают большую нагрузку на тележку вагонов. И в апреле Ространснадзор предписал ОАО "РЖД" не допускать загрузки в цистерны не соответствующего им груза.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) согласилось продлить до 15 мая возможность использования для перевозки грузов любых цистерн, что было сделано, в прежде всего, для "Транснефти", которая ежемесячно перевозит железнодорожным транспортом более 1 млн тонн нефти в рамках ВСТО, а затем соответствующие разрешения получили и другие участники рынка. Однако в начале мая произошел новый сход вагонов, после чего Ространснадзор велел ОАО "РЖД" вернуть полный запрет. В результате этого из транспортных схем было изъято около 60 тыс. цистерн, передает "Коммерсант". Из перевозок выбыло более 30% парка, рассказали "Ведомостям" сотрудники крупнейших нефтяных компаний.

Негативные последствия новых правил перевозок уже стали сказываться. НК "Альянс" в среду сообщила о вынужденной остановке одной из установок первичной переработки нефти на Хабаровском НПЗ, в результате чего объем переработки на предприятии сократился более чем вдвое, передают "Ведомости". Компания предупредила Минэнерго о возможном сбое поставок моторного топлива всему Дальневосточному региону: если ситуация не изменится, Хабаровский НПЗ может быть полностью остановлен в течение трех суток.

По данным источников "Ведомостей", похожие проблемы у Комсомольского НПЗ "Роснефти" и уфимские НПЗ "Башнефти". Это подтверждают и источники "Коммерсанта", которые сообщают, что на этих заводах либо уже есть, либо начнутся в ближайшее время проблемы с отгрузкой. То же самое они говорят об Ангарском НПЗ "Роснефти" и Московском НПЗ "Газпром нефти".

О проблемах с транспортировкой в письме к и. о. министра транспорта Игорю Левитину и президенту ОАО "РЖД" Владимиру Якунину сообщает также исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан, передает "Коммерсант". Топ-менеджер компании охарактеризовал ситуацию с транспортировкой сырой нефти по железной дороге как критическую и отметил, что отгрузка ТНК-BP составляет менее половины от суточной нормы. "Компания будет вынуждена снизить добычу нефти и приступить к остановке скважин. Потери, в том числе и в результате непоступления налогов в бюджет, могут составить более $150 млн ежемесячно",— пишет Г.Хан, отмечая, что 11 мая адресатов письма просил разобраться в проблеме и.о. вице-премьера Игорь Сечин.

Источники "Коммерсанта" сообщают, что среди пострадавших оказалась и "Транснефть", план экспортных поставок которой уже на 130 тыс. тонн отстает от плана. В самой компании подтверждают, что "столкнулись со сложной ситуацией на железнодорожном участке ВСТО".

В среду "Роснефть", "Газпром нефть", "ЛУКОЙЛ", ТНК-BP и "Башнефть" направили И.Левитину совместное письмо, в котором просят до 1 августа продлить особые условия для перевозки темных и светлых нефтепродуктов в целях бесперебойного обеспечения конечных потребителей". Нефтяники отмечают, что новые правила грозят недопоставкой нефти на крупнейшие НПЗ страны, срывом производственной программы всех нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий и, как следствие, недопоставками топлива российским потребителям, передают "Ведомости".

"Коммерсант" сообщает, что в Минтрансе создали рабочую группу с участием заинтересованных сторон по поиску технического решения безопасной перевозки нефти. Источник издания в Минэнерго говорит, что под угрозой остановки находятся почти все крупные НПЗ, а ввод в строй каждого из них может обойтись в $200 млн. Собеседники издания в министерстве уверены, что "другого выхода, кроме как отодвинуть распоряжение на некоторый срок, нет, переговоры с Минтрансом проводятся". Но решить проблему полностью можно только путем масштабного строительства трубопроводов, считают они.

#Транспорт #Железнодорожные перевозки #Нефть #НПЗ #Нефтепродукты #Перевозки #РЖД
Подпишитесь