Posted 11 мая 2012, 07:47
Published 11 мая 2012, 07:47
Modified 20 августа 2022, 20:22
Updated 20 августа 2022, 20:22
В посткризисные годы на рынке труда в нефтегазовой отрасли наметились новые тренды, касающиеся как требований работодателей, так и предпочтений кандидатов. В этой статье мы хотели бы отметить ряд интересных процессов, наблюдаемых сегодня в сегменте набора персонала для нефтесервисных компаний, которые являются нашими основными клиентами.
Кандидаты ищут возможности для развития
Сегодня рынок нефтесервиса уже достаточно насыщен, и его ключевые игроки технологически сравнялись, поэтому у кандидатов нет особых предпочтений в выборе компании-работодателя с точки зрения явных технологических преимуществ. Более важными критериями теперь являются перспективы роста, грамотная система управления и развития персонала, а также стиль управления, принятый в компании.
Ценность высококвалифицированных кадров растет
Дефицит высококвалифицированных сотрудников усиливается. В особенности он ощущается при поиске опытных и технически "подкованных" специалистов для перерабатывающих компаний, которые сейчас активно развиваются и перестраиваются. Компании все чаще готовы брать молодых специалистов, растить их, обучать. При этом работодатели заинтересованы в удержании сотрудников (в первую очередь, ключевых), стараются замотивировать их, чтобы избежать их ухода к конкурентам. Однако все вышеперечисленные методы пока что в большей степени относятся к иностранным компаниям.
Образование, по-прежнему, в цене
Наличие у кандидата профильного образования продолжает иметь очень важное значение, сегодня это критично при подборе как сейлзового, так и технического персонала. Также немаловажным фактором остается знание иностранного языка.
Опыт работы в зарубежных компаниях – приветствуется
Международный опыт становится все более востребованным. Кандидаты с опытом работы в иностранных компаниях выигрывают конкуренцию за счет понимания новых технологий, современной корпоративной культуры и бизнес-этики (anti-corruption, anti-bribery policies). Это относится в большей степени к профессионалам в области продаж. Работодатели переманивают таких кандидатов, предлагая им более интересные финансовые условия. Однако стоит отметить, что сейчас компании менее склонны "перегревать" рынок попытками перекупить кандидатов чересчур завышенными суммами, как это случалось в докризисный период.
Платят столько, сколько нужно
Сегодня ситуация с зарплатами в целом стабилизировалась: предложения работодателей и зарплатные ожидания кандидатов находятся примерно на одном уровне. По нашим наблюдениям, компании предлагают кандидатам именно столько, сколько они реально "стоят". При этом, иностранные компании, как правило, предлагают более высокий совокупный уровень дохода. В российских компаниях, к сожалению, нет прозрачной системы мотивации и развития персонала. Однако стоит отметить, что некоторые отечественные компании работают над этими недостатками, что, несомненно, является позитивным трендом.
Российские работодатели стали интересны
Кандидаты начинают проявлять все больший интерес к работе в российских компаниях. Эта тенденция связана с тем, что местные работодатели стали обращать пристальное внимание на свой имидж на рынке, занялись построением корпоративной культуры, повышением эффективности управления, работают над реструктуризацией излишне бюрократичной структуры. Более того, все чаще карьерными возможностями в российских компаниях-операторах интересуются иностранные специалисты.
Марина Дубовицкая, менеджер департамента рекрутмента в нефтегазовой отрасли компании Antal Russia
Алексей Пешков, ведущий консультант департамента рекрутмента в нефтегазовой отрасли компании Antal Russia