Posted 2 мая 2012, 07:06
Published 2 мая 2012, 07:06
Modified 20 августа 2022, 20:22
Updated 20 августа 2022, 20:22
Ространснадзор передал следствию заключение своих экспертов о причинах крушения буровой платформы "Кольская" в Охотском море 18 декабря 2011 г. Содержание этого документа в среду передает газета ИЗВЕСТИЯ. Согласно выводам экспертов ведомства, к трагедии привели грубые нарушения требований безопасности и буксировки платформы, и при этом моряков можно было спасти, если бы вовремя был подан сигнал бедствия. Ространснадзор назвал имена тех, кто, по его мнению, должен отвечать за гибель "Кольской".
По мнению экспертов Ространснадзора, виновными в трагедии являются семь человек: топ-менеджеры компании "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР) Юрий Мелехов, Борис Лихван, Василий Васецкий, ответственный за буксировку Михаил Терсин, а также капитан буровой "Кольская" Cергей Данилов, капитан буксировавшего платформу ледокола "Магадан" Роман Могилян, а также представитель судовладельца ледокола Владимир Корчанов. Всем им, кроме погибших М.Терсина и С.Данилова, могут предъявить обвинения по статьям 293 ("Халатность"), 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта").
По данным экспертов Ространснадзора, буксировать "Кольскую" планировалось вдоль западных берегов полуострова Камчатка и Курильских островов на расстоянии 70–100 миль от берега. Однако, согласно показаниям выжившего старпома капитана "Кольской" Игоря Сухомлина, ответственный за буксировку начальник службы эксплуатации флота и безопасности мореплавания АМНГР Михаил Терсин из-за непогоды самостоятельно изменил маршрут. Однако, уходя от одного шторма, платформа попала в другой. 14 декабря экипаж "Кольской" получил метеосводку о приближении шторма в новом районе 17 декабря, но платформа была уже далеко от берега, поэтому спрятаться не могла, рассказал изданию источник в Ространснадзоре. По правилам буксировки, за шесть часов до начала шторма, платформе должны были придать дополнительную устойчивость, опустив в воду опорные колонны, но экипаж этого также не сделал.
17 декабря в 15.45 тянувшие "Кольскую" ледокол "Магадан" и буксир "Нефтегаз-55" увеличили длину тросов на 900 и 850 м, чтобы уменьшить качку. В 18 ч. с "Кольской" смыло спасательные шлюпки. Мощности ледокола и буксира для удержания в равновесии платформы при этом уже не хватало.
В 22.20 М.Терсин попытался связаться с гендиректором АМНГР Юрием Мелеховым, чтобы доложить ему о ситуации, но тот был недоступен. На связь вышел заместитель директора компании Борис Лихван, но внятных указаний он так и не дал.
В 22.47 М.Терсин доложил о ситуации в Морской спасательный центр Южно-Сахалинска и попросил прислать более мощный буксир. Ближайшее такое судно - "Смит Сахалин" - находилось в 212 милях от "Кольской", но его владельцы отказались идти на помощь, потому что от платформы не было сигнала бедствия.
Спасатели рекомендовали Б.Лихвану подать сигнал бедствия, но он сказал, что оснований для беспокойства нет. В полночь аналогичный ответ пришел и от М.Терсина. По мнению экспертов Ространснадзора, руководство АМНГР посчитало, что дополнительная помощь стоит серьезных денег, поэтому надеялось решить проблему самостоятельно.
К этому времени на "Кольской" уже трижды выключалось электричество, а в корпусе началась течь. 18 декабря в 4.40 утра вода уже заливала жилые помещения. Насосы с откачкой воды не справлялись, и команда черпала ее ведрами. Еще через час волны выбили иллюминаторы в столовой, их заделали досками. М.Терсин получил первый внятный приказ от руководства АМНГР — опустить опорные колонны, однако сделать это было уже невозможно.
В 9.20 М.Терсин был назначен руководителем спасательной операции. В 9.24 "Кольская" подала сигнал бедствия. Экипаж стал готовиться к эвакуации — люди надевали гидрокостюмы и спасательные жилеты. Из-за поломки двигателя буксир "Нефтегаз-55" не смог подойти сразу. Он пошел на сближение с платформой только в полдень. В 12.35 возникла новая задержка: у одного из членов экипажа "Кольской" не выдержали нервы, и он прыгнул за борт. Буксир стал маневрировать, чтобы спасти человека, в итоге не смог пришвартоваться к платформе. В 12.45 "Кольская" опрокинулась набок и ушла на дно. Из воды достали живыми только 14 человек.
Эксперты Ространснадзора выяснили, что платформа вышла в свой последний рейс неподготовленной. Как "Известиям" рассказал источник в ведомстве, буксировка платформы в зимнее время возможна только при наличии спецразрешения на разовый перегон, но гендиректор АМНГР Ю.Мелехов и его заместители не организовали освидетельствования судна для получения разрешения на разовый перегон и все равно приняли решение о буксировке. Эксперты Ространснадзора считают, что руководство АМНГР нарушило и инструкцию по безопасности, не эвакуировав лишних людей с платформы — вместо положенных 20 человек, на борту находились 67.
Ответственным за буксировку назначили М.Терсина, у которого на тот момент даже не было действующего диплома капитана. Координировать его действия с берега должен был заместитель директора АМНГР Василий Васецкий, однако вплоть до затопления платформы он находился за пределами России. Вместо него на берегу остался Б.Лихван, но он также самоустранился от ситуации.
Погибшие М.Терсин и капитан "Кольской" Сергей Данилов, по мнению экспертов, виноваты в том, что они отклонились от утвержденного маршрута и не обеспечили безопасность экипажа. Обо всех отклонениях от заданного маршрута должен был докладывать капитан ледокола "Магадан" Роман Могилян, но он не делал этого.
Также выяснилось, что из договора на буксировку "Кольской" между АМНГР и собственником ледокола "Магадан" были исключены все пункты о безопасности.
Как уже передавал OilCapital.ru, ранее Следственный комитет России пришел к выводу, что буксировка платформы "Кольская" в зимнее время была запрещена. Следствием рассматриваются три версии крушения: в связи с технической неисправностью платформы, в связи с нарушением правил безопасности и судоходства капитаном и экипажем, а также в связи с нарушениями, допущенными со стороны судовладельцев.