Posted 11 апреля 2012, 09:24

Published 11 апреля 2012, 09:24

Modified 20 августа 2022, 20:22

Updated 20 августа 2022, 20:22

Россия значительно сократила экспорт нефти в Чехию

11 апреля 2012, 09:24
Сюжет
ЛУКОЙЛ
Россия в апреле сократила поставки нефти по нефтепроводу "Дружба" в Чехию – примерно на 75% от обычного объема. Участники рынка связывают это с недавним открытием нефтеналивного терминала в Усть-Луге, после чего российские нефтекомпании перенаправили экспортные объемы нефти в систему БТС-2. От поставок в Чехию отказался "ЛУКОЙЛ" и, по неподтвержденным данным, "Роснефть". Эксперты ожидают, что российские нефтяники будут добиваться более выгодных условий поставок.

Россия в апреле сократила поставки нефти по нефтепроводу "Дружба" в Чехию – примерно на 75% от обычного объема. Участники рынка связывают это с недавним открытием нефтеналивного терминала в Усть-Луге, после чего российские нефтекомпании перенаправили экспортные объемы нефти в систему БТС-2. От поставок в Чехию отказался "ЛУКОЙЛ" и, по неподтвержденным данным, "Роснефть". Эксперты ожидают, что российские нефтяники будут добиваться более выгодных условий поставок.

Как пишет в среду газета Ведомости со ссылкой на чешскую Aktualne.cz, с начала второго квартала "Транснефть" прокачала в Чехию по нефтепроводу "Дружба" порядка 60 тыс. тонн нефти, что составляет всего 15% от обычного объема. Чешскому изданию об этом сообщили источники в министерстве промышленности и торговли страны. Причиной недопоставок, по мнению Aktualne.cz, стало недавнее открытие нового терминала в Усть-Луге, после чего российские нефтяные компании перенаправили экспортные объемы нефти из "Дружбы" в новую систему БТС-2. Как отмечают "Ведомости", проблема недопоставок грозит перейти в политическую плоскость: в переговоры с российской стороной уже вмешались чешские чиновники.

Газета Коммерсант передает, что глава департамента энергобезопасности МИДа Чехии Вацлав Бартушка заявил, что республика начала использовать государственные нефтяные резервы и увеличила поставки нефти через трансальпийский трубопровод TAL-IKL. В компании Unipetrol (крупнейший нефтепереработчик страны) говорят, что причина сокращения поставок — "организационные и технические проблемы российской стороны".

Однако в "Транснефти" заявляют, что технических проблем нет. По графику компания может прокачать в Чехию 1,2 млн тонн нефти, из которых по 500 тыс. тонн зарезервировано на поставки "Роснефти" и "ЛУКОЙЛа", а остальные 200 тыс. тонн — квоты "Газпром нефти", передают российские издания.

По словам источников "Ведомостей", причиной недопоставок в Чехию состоит в том, что в апреле — июне этого года "ЛУКОЙЛ" не планирует поставлять нефть в эту страну. Это подтверждает и представитель компании. "У "ЛУКОЙЛа" нет заявок от чешских потребителей на второй квартал", — сказал он, не раскрывая причин отсутствия заявок.

Другие источники издания рассказали, что "ЛУКОЙЛ" не продлил договоры на второй квартал, так как не договорился с чешской стороной о цене поставок. Запуск Усть-Луги создал в России профицит экспортных мощностей, и теперь нефтяные компании могут перенаправлять нефть на те направления, где можно выгоднее ее продать, пояснил один из собеседников "Ведомостей".

По данным "Коммерсанта", от поставок в Чехию в текущем квартале также отказалась "Роснефть". Источники издания предполагают, что квоты нефтекомпании на прокачку по трубе "Транснефти" в объеме 200 тыс. тонн будут перераспределены в пользу "Газпром нефти", а "Роснефть" в обмен получит дополнительные объемы экспорта через Новороссийск. Источники "Ведомостей" говорят, что "Роснефть" уже отдала "дочке" "Газпрома" свои квоты, но не раскрывают подробностей сделки. Они также сообщают, что "Газпром нефть" планирует во втором квартале увеличить поставку в Чехию до 700 тыс. тонн. В самой компании это не комментируют. "Коммерсанту" в "Газпром нефти" только заявили, что выполнят все обязательства перед чешскими потребителями.

По словам участников рынка, у российских нефтяников традиционно были сложные отношения почти со всеми контрагентами, получающими нефть по "Дружбе", пишет "Коммерсант". Потребители в Европе хотели, чтобы цена этой нефти была сопоставима с ценой нефти на альтернативных направлениях экспорта из России, а российские компании настаивали на цене, сопоставимой со стоимостью нефти для европейских НПЗ из альтернативных источников. Запуск БТС-2 предоставил российской стороне профицит транспортных мощностей. Позиции экспортеров усилились, а экспорт по "Дружбе" стал менее выгодным. Участники рынка уже ранее ожидали, что сокращение экспорта по этому нефтепроводу в одну из европейских стран будет использовано российскими компаниями для пересмотра условий поставок по всему маршруту.

Аналитик Номос-банка Денис Борисов, мнение которого приводит "Коммерсант", полагает, что российским нефтекомпаниям не удастся добиться увеличения цены нефти на $4-5 за баррель (разница с ценой поставок по TAL-IKL). По словам эксперта, цена вырастет на $2-3, и это будет обусловлено возможными сложностями при поиске других покупателей российской нефти, тогда как чешские НПЗ настроены на переработку Urals.

Подпишитесь