Posted 9 апреля 2012, 11:24
Published 9 апреля 2012, 11:24
Modified 20 августа 2022, 20:22
Updated 20 августа 2022, 20:22
ОК "Русал" Олега Дерипаски и производитель углеграфитовой продукции "Энергопром" (входят в "Ренову" Виктора Вексельберга) в феврале этого года обратились в правительство с просьбой рассмотреть вопрос введения экспортных пошлин на прокаленный нефтяной кокс, пишет в понедельник газета Коммерсант. Об этом изданию сообщили источники в компаниях и в Минпромторге, а также нефтяники, занимающиеся производством этого сырья.
"Русал" является крупнейшим российским потребителем прокаленного нефтяного кокса, потребляющим около 500 тыс. тонн этого сырья в год. Текущий дефицит кокса на внутреннем рынке, по данным компании, составляет порядка 300 тыс. тонн. Необходимый объем "Русал" докупает в Китае. "Энергопром" ежегодно потребляет примерно 100 тыс. тонн кокса, а нехватку сырья покрывает за счет закупок в Азербайджане. Как уверяют металлурги, дефицит кокса усугубляется тем, что нефтяники его экспортируют. А после того как "Русал" запустит на полную мощность Богучанский и Тайшетский заводы, дефицит увеличится до 950 тыс. тонн. Как считают собеседники "Коммерсанта", именно поэтому нужно ввести экспортную пошлину на прокаленный нефтяной кокс (ставка которой сейчас равна нулю). "Русал" предлагает установить ее в размере 60% от экспортной пошлины на сырую нефть (такая пошлина действует на сырой нефтяной кокс). "Энергопром" предложил сохранить экспортную пошлину на сырой кокс и увеличить на прокаленный - до 6,5% от таможенной стоимости товара.
По сведениям "Коммерсанта", нефтяники выступили резко против инициативы металлургов. Вице-премьеру Игорю Сечину было направлено письмо, подписанное президентом "Роснефти" Эдуардом Худайнатовым, президентом "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым, исполнительным директором ТНК-BP Германом Ханом, генеральным директором "Газпром нефти" Александром Дюковым, президентом "Башнефти" Александром Корсиком и президентом "Татнефти" Шафагатом Тахаутдиновым. В письме говорится, что введение пошлины на прокаленный кокс сделает менее эффективным экспорт этого сырья и приведет к падению цен на нефтяные коксы на внутреннем рынке, "так как они напрямую зависят от экспортного нэтбека". Собственно, этого и добиваются металлурги, отмечает издание.
Как подчеркивается в письме, в результате введения пошлины может снизиться экономическая эффективность процессов коксования в нефтепереработке, "что будет подталкивать производителей к уменьшению загрузки коксовых установок на НПЗ" и грозит срывом планов модернизации НПЗ, которые регулируются соглашениями с Минэнерго. Нефтяники указывают, что данные соглашения определяют не только графики и объемы инвестиций, но и целевую структуру выходов на НПЗ, предполагающую падение доли мазутов и других темных нефтепродуктов. А "коксование является одним из наиболее эффективных решений, позволяющих с приемлемыми капитальными затратами резко снизить или исключить производство мазута", пишут нефтекомпании. Также, по мнению нефтяников, импорт кокса вызван, в том числе, технологическими требованиями к нему. "Таким образом, введение вывозной пошлины на прокаленный кокс не только не решит проблемы с увеличением поставок на внутренний рынок, но может спровоцировать дополнительный дефицит",— предупреждают авторы письма.
По сведениям "Коммерсанта", правительство пока не поддержало ни одну из сторон. В конце февраля Игорь Сечин поручил профильным ведомствам "проработать вопрос". Источники издания говорят, что этот вопрос будет решаться новым правительством. Пока же "Русалу" и "Энергопрому" предложено договориться с нефтяными компаниями "на коммерческой основе".
Как пишет издание, прокаленный нефтяной кокс в России производят "Газпром нефть" на Омском НПЗ и "ЛУКОЙЛ" - на Волгоградском НПЗ. Но остальным нефтяным компаниям в рамках соглашения с Минэнерго предстоит построить установки коксования. Мощности по прокалке сырого кокса есть у "Русала" и "Энергопрома". У обеих компаний есть контракт на поставку сырья с "Газпром нефтью". До апреля прошлого года "Русал" закупал нефтяной кокс по долгосрочному контракту у "ЛУКОЙЛа". Но в 2008 г. стороны не договорились о цене, и нефтяная компания сократила объемы поставок алюминиевому гиганту в пользу экспорта (если "Русал" по контракту покупал тону сырья за $220, то цена на экспорт доходила до $650, сейчас она составляет около $400). "Энергопром" в конце января тоже отказался от закупок у "ЛУКОЙЛа" — и тоже из-за высокой цены.
По мнению аналитика "ИФД-Капитала" Виталия Крюкова, которое приводит "Коммерсант", сейчас нефтяники поставлены в довольно жесткие условия по модернизации НПЗ, и установки коксования — один из способов снижения выпуска мазута. Снижение рентабельности выпуска кокса может замедлить модернизацию, и поэтому правительство, скорее всего, пойдет навстречу нефтяникам, полагает эксперт.