Posted 9 апреля 2012, 13:10
Published 9 апреля 2012, 13:10
Modified 20 августа 2022, 20:22
Updated 20 августа 2022, 20:22
В рамках Московского МеждународногоЭнергетического Форума "ТЭК России в XXI веке" Энергетический центр бизнес-школы СКОЛКОВО организовал круглый стол под названием "Налогообложение в нефтегазовой отрасли: перспективные направления государственного регулирования". В дискуссии приняли участие директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Илья Трунин, заместитель директора Департамента переработки нефти и газа Минэнерго России Алексей Сазанов, вице-президент ОАО "ЛУКОЙЛ" Геннадий Федотов, вице-президент ОАО "ТНК-BP" Павел Карчевский, начальник Департамента стратегии ОАО "Газпром нефть" Сергей Вакуленко и начальник Департамента по работе с органами государственной власти ОАО "Газпром нефть" Руслан Никколов, а также партнер Ernst&Young Алексей Кондрашов. Модератором мероприятия выступил директор Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Григорий Выгон.
На мероприятии обсуждалось несколько проблемных вопросов налогового и таможенно-тарифного регулирования нефтегазовой отрасли, в том числе, первые результаты введения в действие системы "60-66-90" и возможные пути ее эволюции, проблемы реформирования действующей налоговой системы для браунфилдов, системный подход к предоставлению адресных льгот для гринфилдов, стимулирование добычи трудноизвлекаемых запасов и применения третичных методов увеличения нефтеотдачи, а также новая налоговая система для шельфа Российской Федерации.
Большинство участников дискуссии оценили последствия введения "60-66-90" позитивно, хотя прозвучали сомнения в однозначном бюджетном успехе этой системы. Так, вопреки ожиданиям неэффективная переработка нефти не сократилась, а оценить, какой дополнительный объем нефти был добыт в результате снижения процента ставки таможенной пошлины на нефть с 65% до 60%, затруднительно. Представители нефтяных компаний отметили, что ставка для бензинов на уровне 90% от пошлины на нефть, введенная как временная мера для предотвращения дефицита бензина на внутреннем рынке, в долгосрочном плане дестимулирует производство бензина и может привести к пересмотру инвестиционных планов компаний по строительству установок каталитического крекинга.
Большой интерес участников круглого стола вызвал вопрос о систематизации предоставления налоговых и таможенно-тарифных льгот. По мнению представителей государства, разрабатываемая методика предоставления адресных льгот не является оптимальной, однако представляет собой шаг вперед по сравнению с сегодняшней ситуацией отсутствия единых процедур и прозрачных критериев предоставления адресных льгот. Вместе с тем, эффективность разрабатываемой методики будет зависеть от возможности проведения независимой качественной технико-экономической экспертизы проектов, в первую очередь, экспертизы затрат.
"Основной тормоз для налоговой реформы – это сохраняющийся кризис доверия между государством и компаниями. Для перехода в будущем на новую налоговую систему для браунфилдов, основанную на налогообложении прибыли, необходим учет затрат по лицензионным участкам", – прокомментировал директор Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Григорий Выгон. Подводя итоги дискуссии, он также отметил, что работа над новой налоговой системой для гринфилдов на суше и на шельфе должна сопровождаться работой над созданием института независимой экспертизы проектных документов, а также процедуры мониторинга и аудита затрат.