Произошедший в Германии в преддверии пасхальных каникул всплеск цен на бензин (они взлетели до 1,70 евро за литр) взбудоражил общественность, сообщает "Немецкая волна". Возмущенные ростом цен автомобилисты требуют обуздать нефтяных монополистов и снизить налоги, помня о том, что львиная доля выложенных за горючее денег уходит в казну. Однако специфика фискальной системы ФРГ состоит в том, что от нынешнего удорожания бензина выигрывает не столько бюджет страны, сколько нефтяные компании.
Особенность немецкой фискальной системы связана с так называемым налогом на энергию. Именно на него приходится самая большая доля в розничной цене бензина. Его размер всегда составляет эту сумму, поскольку взимается этот налог с каждого проданного литра горючего и не зависит от его цены.Об этом сообщает Финмаркет.
Поэтому всплеск цен на бензин в Германии если кого и обогатит, то не казну, а ту пятерку нефтяных
По подсчетам Общегерманского автомобильного клуба ADAC, в 2011 г. средняя цена литра бензина на немецких бензоколонках составляла 1,52 евро. Из них 90 центов или целых 59% уходили на налоги. В январе 2012 г. средняя цена 95-го бензина поднялась приблизительно до 1,57 евро, а доля налогов снизилась до 57%, сообщил Reuters. В марте цены на 95-й бензин колебались вокруг отметки 1,66 евро за литр.
Таким образом, нынешнее удорожание автомобильного топлива не ведет к увеличению доходов государства по статье "налог на энергию" (они колеблются из года в год вокруг отметки в 40 млрд евро). Наоборот, высокие цены заставляют многих немецких автомобилистов, судя по опросам, реже пользоваться машиной и экономить горючее, что оборачивается снижением объемов продаж бензина.компаний, которые контролируют подавляющую часть немецких заправочных станций. Тем более что все последние месяцы эти концерны, ссылаясь на рост нефтяных котировок на мировом рынке, неуклонно повышали норму прибыли.
Об этом свидетельствует опубликованное 4 апреля в Берлине исследование, проведенное по заказу фракции партии "зеленых" в бундестаге. По данным его автора Штеффена Букольда, розничные цены на 95-й бензин выросли в Германии с конца ноября по начало марта на 11,3 цента за литр.
Из них, по словам Ш.Букольда, удорожанием нефти и изменениями обменного курса евро к доллару можно оправдать лишь 6,6 цента. Остальные 4,7 цента за литр - это чистое увеличение маржи. Ее размеры достигли к концу марта, когда розничные цены поднялись еще на 2 цента, 19,49 центов за литр, добавил ученый и подчеркнул: "Это означает стремительный рост маржи на 69% всего за четыре месяца".
Однако нефтеперерабатывающие компании считают подобные подсчеты неточными. Управляющий делами их общегерманского объединения Клаус Пикард призвал не путать маржу с прибылью, хотя и признал факт ее увеличения. Но в случае с дизельным топливом, отметил он, маржа в свою очередь снизилась.
Тем не менее общественное мнение в Германии сейчас настроено явно против нефтяных концернов, о чем говорит и существенное падение их рейтинга популярности. Больше всего от этого страдает французская компания Total.