Цена на нефть в ближайшие месяцы может вырасти до $130-150 за барр. - эксперты

2 апреля 2012, 17:39
Цена на нефть в ближайшие месяцы останется на высоком уровне, в дальнейшем ее уровень прогнозировать сложно, однако не исключен дальнейший существенный рост, считают эксперты.

Цена на нефть в ближайшие месяцы останется на высоком уровне, в дальнейшем ее уровень прогнозировать сложно, однако не исключен дальнейший существенный рост, считают эксперты, опрошенные агентством Прайм.

В частности, полагают эксперты центра "РИАН-аналитика", цена на нефть в ближайшие месяцы может вырасти, преодолев границу в $130за барр., а в среднесрочной перспективе - повыситься до $150за барр.

Как сообщил сегодня эксперт Минфина РФ со ссылкой на мониторинги данных котировочных агентств, средняя цена на нефть марки Urals в марте 2012 г. выросла до абсолютного рекорда - $122,6 за барр. При этом за первый квартал 2012 г. средняя цена на нефть Urals показала также высокий уровень - $117,19, увеличившись по сравнению с январем-мартом 2011 г. на 14,3%.

Динамика цены российской Urals почти напрямую зависит от состояния всего мирового рынка, который сейчас находится под впечатлением предстоящих в июле ограничений поставок иранской нефти, считают в "РИАН-аналитике". Таким образом, основной фактор роста цены - психологический, полагают эксперты, и пока он остается в силе. Таким образом, заключают специалисты, "вполне вероятно, что до июня цена нефти будет находиться выше отметки $120 за барр." и не исключают, что она даже перейдет границу в $130за барр. Об этом сообщает РИА "Новости".

Измениться ситуация может после июньской конференция ОПЕК, на которой может быть принято решение о повышении квот на добычу, отмечает "РИАН-аналитика". К этому же моменту США и европейские страны могут принять решение о продаже нефти из своих резервов. Такое развитие событий может сбить цену до $110 за барр. С другой стороны, аналитики прогнозируют возможный рост цены на нефть до $150 за барр. - по их мнению, он может произойти, если в июле выяснится, что недостаток иранской нефти компенсировать не удается.

Другие эксперты дают более сдержанные прогнозы, однако также считают, что в ближайшей перспективе основания для снижения нефтяных цен отсутствуют.

"Если говорить про ближайший месяц, то я думаю, цена может быть чуть-чуть скорректируется, но в целом останется высокой", - сказала директор центра макроэкономических исследований Ксения Юдаева. Она отметила, что фактором, повышающим цену на нефть, сейчас являются события на Ближнем Востоке, прежде всего иранские революции, и в ближайший месяц эта проблема никуда не уйдет.

В среднесрочной перспективе Юдаева увидела несколько "развилок", связанных, в частности, с темпами экономического роста, прежде всего в Китае и развивающихся странах. Именно они, по словам эксперта, в предкризисные годы определяли быстрый рост спроса на энергоресурсы.

"Фактор замедления экономического роста, не только в развитых странах, но возможно еще и в Китае, вносит неопределенность и может привести к снижению цен на нефть в среднесрочной перспективе", - отметил, в свою очередь, экономист ИК "Тройка диалог" Антон Струченевский. По его мнению, цена на нефть плохо прогнозируема, так как зависит от многих факторов, как экономических, так и политических.

ИГРА ПО ПРАВИЛАМ

Все опрошенные эксперты указывали на прямую зависимость доходов бюджета от динамики цен на нефть. В связи с этим, считают аналитики, в России сегодня необходимо вводить бюджетные правила, обеспечив строгое их соблюдение. Особенно важен контроль за этим в период снижения цен на энергоресурсы.

"Бюджетные правила вводить нужно, конструкцию можно обсуждать", - сказал директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко."Здесь много факторов: и предельный размер госдолга, и скорость накопления средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, и способы заимствования, и цена отсечения на нефть, и по этому вопросу нужно договориться", - отметил он.

Эксперт считает также важным вернуться к докризисной практике наполнения Резервного фонда до 10% ВВП. "По закону, действие которого было остановлено, Резервный фонд должен был составлять 10% от ВВП. Я считаю, что к этому нужно вернуться, потому что опыт кризиса 2008-2009 гг. показал, что этих денег хватило реально на полтора года, это не очень большой резерв", - заявил он.

Того же мнения придерживается Струченевский. "Идея достаточно полезная, но она должна приниматься вместе с какими-то правилами, которые будут описывать расходы бюджета", - считает он. Бюджетные правила, подчеркнул Струченевский, не должны позволять увеличивать расходы быстрее, чем темпы роста номинального ВВП.

Говоря о наполнении Резервного фонда, эксперт отметил, что бюджетная политика в прошлом году уже развивалась именно таким образом. В частности, указал он, "несмотря на профицит бюджета (в 2011 году - ред.), были довольно масштабные заимствования на внутреннем рынке, и в резервный фонд была отправлена достаточно круглая сумма".

В настоящее время, отмечает, в свою очередь, Юдаева, важно не только определить бюджетные правила, но и обеспечить их исполнение. Она обратила внимание на то, что высокая цена на нефть сегодня определяется скорее политическими факторами. "Экономические факторы достаточно негативны", - сказала она. К тому же, для российского бюджета важна не только цена на нефть, но и на газ, и другие товары сырьевого экспорта. "Цена на нефть высокая, а на все остальное гораздо ниже", - сказала эксперт.

"Я за любое правило, лишь бы оно соблюдалось. Меня беспокоит вопрос, готова ли наша страна политически эти правила соблюдать, особенно на периоде снижения цен", - сказала Юдаева. Она уточнила, что важно не только существование правила, но и инструменты его соблюдения. "Должны быть четко прописаны инструменты, которые показывают, как бюджет подстраивается для выполнения правил. Например, если цена падает, и расходы должны снижаться - как, за счет каких расходов это будет происходить", - заключила она.

Минфин РФ к 15 апреля должен подготовить законопроект, определяющий бюджетную политику, в том числе бюджетные правила, ограничивающие расходы федерального бюджета. Предварительные предложения Минфина предусматривают переход к 2016 г. к бюджетным правилам, согласно которым расходы бюджета будут ограничиваться уровнем нефтегазовых доходов, определяемым исходя из базовой цены на нефть, а именно средней за последние десять лет. При этом на переходный период министерство предложило следующие цены отсечения: $97 за барр. в 2013 г., $95 в 2014 г. и $92в 2015 г. По расчетам Минфина, таким образом, будет осуществлен плавный переход к базовой цене - $90 - в 2016 г.

В то же время, в Минэкономразвития вариант Минфина считают "не совсем корректным". Как заявил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, различные предложения по бюджетным правилам обсуждаются министерствами экономического блока и экспертами, но консенсус пока не достигнут.

#Рынки #Новости #Денис Объедкин #Нефть
Подпишитесь