Posted 30 марта 2012, 09:48

Published 30 марта 2012, 09:48

Modified 20 августа 2022, 20:22

Updated 20 августа 2022, 20:22

Принятие инвестрешения по Штокману снова отложено, теперь до 1 июля

30 марта 2012, 09:48
В четверг состоялось заседание совета директоров Shtokman Development AG, оператора разработки газоконденсатного Штокмановского месторождения. На совете, как сообщалось ранее, должно было быть принято окончательное инвестиционное решение по проекту. Однако этого, как и ожидалось, в очередной раз не произошло: участники проекта пока так и не сумели добиться от российских властей льгот и гарантий по рынкам сбыта газа, который будет добыт на месторождении.

В четверг состоялось заседание совета директоров Shtokman Development AG, оператора разработки газоконденсатного Штокмановского месторождения. На совете, как сообщалось ранее, должно было быть принято окончательное инвестиционное решение по проекту. Однако этого, как и ожидалось, в очередной раз не произошло: участники проекта пока так и не сумели добиться от российских властей льгот и гарантий по рынкам сбыта газа, который будет добыт на месторождении.

Совет директоров компании Shtokman Development AG, оператора разработки Штокмановского месторождения, на заседании в четверг не принял окончательного инвестиционного решения по проекту, передало РИА Новости со ссылкой на сообщение компании. Вопрос отложен до лета. "…акционеры подтвердили свою приверженность проекту и приняли решение продлить действие рамочных соглашений до 1 июля 2012 г.", - цитирует информагентство сообщение Shtokman Development. До этого времени акционеры компании – а это "Газпром", французская Total и норвежская Statoil - намерены сосредоточиться на оптимизации проекта и "развитии диалога" с властями РФ. Причины переноса сроков сторонами не раскрываются.

Как ранее уже передавал OilCapital.ru, в декабре 2011 г. акционеры Shtokman Development перенесли принятие окончательного инвестрешения по первой стадии освоения Штокмановского месторождения на конец марта 2012 г., хотя еще ранее его планировалось принять до конца 2011 г. Во многих СМИ высказывались сомнения насчет того, что в этот раз инвестрешение будет принято в срок.

Как пишет в пятницу газета Коммерсант, причины переноса сроков с принятием инвестрешения по Штокману остались прежними - это неопределенность с предоставлением проекту налоговых льгот и рынками сбыта. Источник издания в правительстве сообщал, что акционеры Shtokman Development на встрече с главой правительства РФ Владимиром Путиным "будут просить налоговые льготы для проекта, то есть обнуления НДПИ и экспортной пошлины на газ (сейчас 30%), что говорит только об одном — Штокман далеко не продвинулся". Другой источник "Коммерсанта" говорит, будто в правительстве недовольны ситуацией, которая сложилась вокруг разработки Штокмана.

"Газпром" с 2008 г. добивается обнуления НДПИ и отмены экспортной пошлины, напоминает "Коммерсант". Вице-премьер Игорь Сечин поручал Минфину и Минэкономики разработать варианты предоставления Штокману налоговых льгот, но на прошлой неделе заместитель министра финансов Сергей Шаталов сообщил, что экономические расчеты, которые "Газпром" предоставил ведомствам, недостаточны для принятия решения. По информации издания, акционеры Штокмана до сих пор не представили внятного технико-экономического обоснования проекта. Как говорят источники "Коммерсанта", все, что есть - это прежние расчеты, рассчитанные еще на рынок США, которые давно потеряли актуальность из-за начала добычи в Штатах сланцевого газа. Но министр энергетики РФ Сергей Шматко в четверг заявил, что Штокману, как и другим сложным нефтегазовым проектам, налоговые льготы однозначно должны быть предоставлены. Каким может быть размер этих льгот, министр не уточнил, но при этом отметил, что государство хочет уйти от "совсем индивидуальных форматов предоставления таких льгот и сформулировать некие общие принципы".

По словам одного из подрядчиков Штокмана, проект тормозится также из-за "определенного непонимания "Газпрома" с Total", пишет "Коммерсант". У этих участников проекта с самого начала были разногласия из-за технологической схемы разработки месторождения. Французская компания настаивала на транспортировке газа и конденсата на берег по единой трубе с последующим разделением их на берегу, а российский концерн — на отделении конденсата от газа на добывающем судне. В марте совет директоров Shtokman Development принципиально утвердил вариант Total. Но сейчас французская компания столкнулась с конфликтом интересов, поскольку участвует в конкурирующем проекте "НОВАТЭКа" - "Ямал-СПГ", говорит источник издания. Другой собеседник "Коммерсанта" говорит, что Total хотела бы, чтобы ее структуры стали генподрядчиком строительства всех трех очередей завода СПГ на Штокмане, что сделает проект дороже примерно на $8-8,5 млрд. Реализация первой фазы проекта оценивается в $30 млрд, уточняет издание.

Подпишитесь