Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's в случае стрессового сценария, предусматривающего снижение средней цены на нефть марки Urals до $60, может снизить суверенный долгосрочный рейтинг РФ сразу на три ступени, говорится в отчете S&P.
В настоящее время РФ имеет следующие рейтинги S&P: по обязательствам в иностранной валюте - долгосрочный "BBB" со стабильным прогнозом и краткосрочный "A-3", по обязательствам в национальной валюте - долгосрочный "BBB+" со стабильным прогнозом и краткосрочный "А-2".
"Мы считаем, что снижение цен на нефть на $10прямо и косвенно приведет к снижению госдоходов на 1,4% ВВП", - говорится в сообщении агентства. Об этом сообщает РИА "Новости".
"В случае стрессового сценария, при котором цена барреля Urals упадет и остается в среднем на уровне $60, можно будет ожидать (...) дефицита выше 8% ВВП. При этом сценарии долгосрочные рейтинги РФ могут снизиться (максимально - ред.) на три ступени", - говорится в сообщении.
В 2011 г. средняя цена на нефть Urals составляла $110 за барр., превышая предыдущий рекорд в $95в 2008 г. К середине марта текущего года средняя цена составляла около $125 за барр.
В итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. говорилось, что бюджет РФ должен быть сбалансирован в 2012 г. при цене на нефть 105 долларов за баррель, в 2013 г. - $103за барр., в 2014 г. - $97 за барр., в 2015 г. - $95за барр.
В качестве базовой эксперты, работавшие над докладом, предлагают использовать расчетную цену на нефть марки Urals, полученную как скользящее десятилетнее среднее, то есть для расчета используется цена за последние 10 лет, взятая в реальных ценах (скорректированная на инфляцию доллара), а затем полученная цена пересчитывается в текущие цены, исходя из накопленной долларовой инфляции.
Таким образом, бюджет РФ в 2011 г. должен быть сбалансирован при цене $55за барр., в 2012 - $63, в 2013 - $70, в 2014 - $78, в 2015 - $85. "Предложенный вариант базовой цены, при условии реализации заложенной в прогнозе МЭР динамики цен на нефть, подходит к значению более $90 за барр. к 2016 г. Представляется, что именно 2016 г. должен стать годом выхода на стационарный вариант использования данных бюджетных правил", - говорится в докладе.
При этом на срок до 2015 г. должен действовать переходный период, когда базовая цена устанавливается в особом порядке, то есть выше средней за десять лет.
Предельный объем расходов в течение переходного периода должен определяться по общему правилу: расчетные доходы бюджета при базовой цене плюс предельный объем чистого долгового финансирования в случае компромиссного сценария. Максимальную величину чистого долгового финансирования предлагается принять равной 1,0-2,0% ВВП в год, а предельные размеры государственного долга - 25% ВВП.
Ранее, описывая возможные механизмы бюджетных ограничений, министр финансов Антон Силуанов говорил, что если ориентироваться на среднюю цену на нефть за 10 лет, то бюджет нужно балансировать при цене $70за барр. Однако это почти невозможно сейчас сделать с учетом взятых государством обязательств. На 2012 г. в бюджет заложена цена на нефть на уровне $100за барр., при дефиците 1,5% ВВП, а сбалансирован он мог бы быть при цене $117 за барр.
Минфин в конце прошлого года сообщал, что бюджет 2013 г. может быть сбалансирован при цене около $114 за барр., в 2014 - $108.