"Башнефть" может продать свой парк вагонов акционеру - газета

20 марта 2012, 10:48
"Башнефть" готова и продать своему основному акционеру - АФК "Система" - почти 5 тыс. вагонов стоимостью около $200 млн, сообщает во вторник газета "Коммерсант". В "Системе" обещают принять решение о развитии железнодорожного бизнеса после подведения итогов конкурса по приватизации крупнейшего в стране железнодорожного перевозчика сжиженных углеводородных газов "СГ-транс", который также интересен холдингу.

"Башнефть" готова и продать своему основному акционеру - АФК "Система" - почти 5 тыс. вагонов стоимостью около $200 млн, сообщает во вторник газета Коммерсант. В "Системе" обещают принять решение о развитии железнодорожного бизнеса после подведения итогов конкурса по приватизации крупнейшего в стране железнодорожного перевозчика сжиженных углеводородных газов "СГ-транс", который также интересен холдингу.

Как пишет "Коммерсант" со ссылкой на осведомленные источники, АФК "Система" готовится к созданию железнодорожного оператора, основой которого может стать вагонный парк "Башнефти" (73% акций которой принадлежит "Системе"). Нефтекомпания владеет около 4,8 тыс. вагон-цистерн для перевозки нефтеналивных грузов (данные участников рынка). По сведениям издания, "Башнефть" пытается оптимизировать свои железнодорожные перевозки. В 2011 г. нефтекомпания завершила консолидацию вагонов на ОАО "Башнефтепродукт" и создала специальную структуру для обслуживания своих грузопотоков. Объемы перевозок этой структуры оцениваются в 10-12 млн тонн в год, из которых около 75% — внутри страны. Этот объем перевозок осуществляется собственным и арендованным парками.

Однако, по данным "Коммерсанта", созданная структура не позволила достичь желаемых результатов по эффективности. Как рассказал изданию источник на рынке, весной прошлого года "Башнефть" выставила на продажу свой парк вместе с гарантированными объемами своих перевозок, требуя за это ставки на 20-30% ниже среднерыночных. Таким путем нефтекомпания пыталась снизить издержки на обслуживание собственного парка и на перевозки, а также повысить качество транспортного обслуживания. Но претендентов, готовых выполнить условия компании, не нашлось.

Одновременно с этим в АФК "Система" было принято решение войти в транспортный бизнес, используя вагонный парк "Башнефти". По словам двух источников издания, соответствующие переговоры уже ведутся. Один из собеседников газеты утверждает, что "Система" хочет купить вагоны по рыночной цене, оценивая парк в $200-250 млн. "Башнефть" же будто бы заинтересована в этом, потому что таким образом на рынке появится еще один оператор, который затем будет участвовать в тендере на перевозки для компании. Другой собеседник издания считает, что новый оператор "Системы" будет иметь преимущества в подобном тендере.

Официально в АФК "Система" говорят, что решение о покупке вагонов "Башнефти" не будет приниматься до объявления результатов конкурса по продаже государственного перевозчика сжиженных газов "СГ-транс", парк которого насчитывает около 14 тыс. специализированных вагонов. На "СГ-транс" претендуют девять потенциальных покупателей, в том числе АФК "Система". Планировалось, что итоги будут подведены до конца 2011, но этого до сих пор не произошло. Сроки неоднократно продлевались, а теперь и вовсе не установлены, отмечает издание.

Главу агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова смущают планы АФК "Система" и "Башнефти", пишет "Коммерсант". По словам эксперта, для нефтяных компаний наличие собственного кэптивного железнодорожного оператора вполне привычное и экономически оправданное дело, но здесь же предлагается создать якобы независимого игрока на конкурентном и высококонсолидированном рынке перевозок нефтеналивных грузов за счет продажи кэптивного вагонного парка. По оценкам Бурмистрова, если события будут развиваться по этому сценарию, для "Системы" создание железнодорожной компании без якорного грузоотправителя окажется крайне сложным, а "Башнефти" угрожает ухудшение качества транспортного обслуживания.

#Транспорт #Башнефть #Перевозки #Вагоны
Подпишитесь