Эксперты предлагают правительству постепенно отменять экспортные пошлины на нефть, заменяя их повышенными ставками НДПИ и налогом на чистый доход нефтяных компаний, говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г.
В рамках решения задач структурной перестройки российской экономики необходимо проведение реформы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты полагают авторы стратегии.
Действующие пошлины, помимо субсидирования российской нефтепереработки, поддерживают разрыв между внутренними и мировыми ценами на нефть и нефтепродукты. Повышение внутренних цен в результате реформы экспортных пошлин, по мнению экспертов, создаст для субъектов рынка правильные ценовые ориентиры, повысит стимулы к росту энергоэффективности, повышению глубины переработки нефти. Об этом сообщает РИА "Новости".
Разработчики стратегии признают, что в краткосрочной перспективе это может негативно отразиться на экономическом росте, приведет к снижению конкурентоспособности отдельных секторов и повышению социальной напряженности.
"В связи с этим, отмена экспортных пошлин не может быть произведена одномоментно, а должна предполагать определенный переходный период, необходимый для технологической перестройки", - говорится в докладе. На первом этапе реформы предлагается снизить экспортную пошлину на нефть (до уровня, обеспечивающего сохранение приемлемой экономической эффективности нефтепереработки) и отмена экспортной пошлины на нефтепродукты. На втором этапе, по мере модернизации российской нефтеперерабатывающей промышленности, экспортная пошлина на нефть должна быть отменена полностью.
Выпадающие доходы бюджета от снижения и отмены пошлин предлагается компенсировать за счет повышения ставки НДПИ на нефть.
При этом, определяя дальнейшую судьбу самого налога, правительству придется учитывать "объективное ухудшение условий развития нефтяной отрасли". То есть потребуется дифференциация налоговой нагрузки на добычу нефти с учетом экономической эффективности разработки месторождений. "Такая дифференциация должна осуществляться путем снижения ставки НДПИ для отдельных регионов (неосвоенные регионы с отсутствующей инфраструктурой), континентального шельфа и отдельных категорий месторождений (мелкие и выработанные месторождения).
Разработчики стратегии предлагают дополнительно рассмотреть вопрос о возможности перехода к адвалорному НДПИ, налоговой базой которого является стоимость нефти в пункте ее добычи (цена реализации минус расходы на доставку). В этом случае для сохранения прогрессивности налоговой системы предлагается установить зависимость ставки налога от мировой цены на нефть.
Для новых месторождений, разработка которых требует повышенных затрат, предлагается разработать налог на дополнительный доход (НДД). "Применение налога на доход целесообразно сочетать с НДПИ, который в таких случаях должен взиматься по пониженной ставке (например, с понижающим коэффициентом 0,2)", - говорится в документе. Ставка экспортной пошлины на нефть, добываемую по таким проектам, также должна быть значительно снижена или установлена на нулевом уровне.
В концепции нет четких рекомендаций по конструкции НДД. Правительству предстоит определить, будет это налог с прогрессивной ставкой, зависящей от уровня доходности проекта, или налог на финансовый результат с единой ставкой, будет он применяться ко всем новым месторождениям, или только к месторождениям на континентальном шельфе, будут ли установлены различные налоговые режимы для месторождений на суше и шельфе, а также установить сроки введения НДД.