Posted 7 марта 2012, 07:27

Published 7 марта 2012, 07:27

Modified 20 августа 2022, 20:22

Updated 20 августа 2022, 20:22

Ространснадзор сделал свои выводы о причинах крушения "Кольской" – газета

7 марта 2012, 07:27
Эксперты Ространснадзора завершили ведомственное расследование гибели "Кольской", передает в среду газета "Известия". В ведомстве считают, что главными причинами крушения платформы стали нарушения нормативов и правил транспортировки, а также поднятые во время шторма тяжелые опоры. Кроме того, как выяснили чиновники, за транспортировку платформы фактически никто не отвечал.

Эксперты Ространснадзора завершили ведомственное расследование гибели "Кольской", передает в среду газета ИЗВЕСТИЯ. В ведомстве считают, что главными причинами крушения платформы стали нарушения нормативов и правил транспортировки, а также поднятые во время шторма тяжелые опоры. Кроме того, как выяснили чиновники, за транспортировку платформы фактически никто не отвечал.

Результаты расследования аварии СПБУ "Кольская", проведенного комиссией Ространснадзора, будут озвучены в ближайшие дни, сообщили "Известиям" в ведомстве. Заключения экспертов уже были переданы следствию и судовладельцу, которым, напоминаем, является ОАО "Арктикморнефтегазразведка".

Согласно выводам экспертов, авария на "Кольской" произошла из-за невыполнения судовладельцем и капитаном буровой ряда требований, регламентирующих безопасность судоходства. Непосредственной причиной затопления стали повреждения в носовой части корпуса платформы, полученные во время шторма. Как изданию рассказал источник в Ространснадзоре, это произошло, потому что в воду не были опущены опоры "Кольской", как того требовала инструкция. При приближении шторма опоры необходимо было опустить, чтобы уменьшить высоту платформы, сместить центр тяжести и сделать ее более устойчивой. Соответствующее распоряжение должен был капитан "Кольской".

Эксперты пришли к выводу, что волны захлестнули носовую часть буровой, в помещения стала поступать вода, что привело к дифференту с последующим переворотом и затоплением. Опустить опоры в воду могли помешать обледенение, перекос направляющих опор или проблемы с электропитанием на борту, полагают в ведомстве. Подтвердить или опровергнуть эти версии теперь невозможно, поскольку невозможно обследовать затонувшую "Кольскую". Выводы о ее техническом состоянии пришлось делать по документам, предоставленным компанией-владельцем и на показаниях выживших людей, сообщил "Известиям" источник в экспертной комиссии.

По данным профсоюза буровиков, экипаж "Кольской" трижды пытался опустить опоры платформы, но на борту не было электропитания, поскольку вода залила машинное отделение, где стоял главный дизель-генератор. "Если бы "ноги" были опущены, то платформа бы не перевернулась, и не было бы так много жертв", — передает издание мнение председателя Нефтегазстройпрофсоюза России по Мурманской области Ростислава Загороднего.

Эксперты Ространснадзора подтвердили, что буксировка "Кольской" в зимнее время была категорически запрещена заводом-изготовителем. Источник "Известий" говорит, что компания-владелец вышла из ситуации, оформив документы как разовый перегон платформы. Ответственным был назначен начальник службы безопасности плавания "Арктикморнефтегазразведки" Михаил Терсин. Уже во время буксировки платформы, которая началась 11 декабря 2011 г., Терсин был вынужден изменить маршрут. Как рассказал источник издания, в точке, в которую и должна была двигаться "Кольская", уже начинался шторм, поэтому был выбран другой маршрут, но Терсин об этом уведомил руководство постфактум.

Косвенной причиной трагедии также стал человеческий фактор, считают в Ространснадзоре. По инструкции, Терсин должен был руководить операцией с берега, однако руководство "Арктикморнефтегазразведки" отправило его на платформу, а на берегу остались его заместители. По данным экспертной комиссии, во время буксировки между ними начались разногласия по деталям транспортировки, при этом рекомендации с берега на платформе игнорировались. Таким образом, за транспортировку "Кольской" фактически никто не отвечал.

Как рассказал "Известиям" Ростислав Загородний, "с документами был полный бардак". Терсин проходил по документам как "ответственный за буксировку", тогда как в морском регламенте такой должности нет. "Получается, что формально ответственного за буксировку вообще не было. Однако Терсин был профессионалом. Не думаю, что он виновен в трагедии", - считает глава мурманского профсоюза буровиков.

Комиссия Ространснадзора проверила также версию аварии "Кольской" из-за некачественного ремонта. Однако, по свидетельству выживших буровиков, сварочные швы на трещинах регулярно проверялись, и вода сквозь них не поступала.

Родственники погибших считают, что выводы комиссии Ространснадзора перекладывают вину за трагедию на экипаж платформы, пишут "Известия". Так, дочь Михаила Терсина Наталья Дмитриева утверждает, что руководство "Арктикморнефтегазразведки" заявило, будто решение о выходе в море принимал ее отец уже после того, как платформа затонула. "…c момента трагедии руководство делает все, чтобы доказать эту версию", - говорит Дмитриева.

Напоминаем, ранее Следственный комитет России установил, что буксировка "Кольской" в зимнее время была запрещена. Следствие в настоящее время продолжается. Как уже передавал OilCapital.ru, рассматриваются следующие версии крушения платформы: в связи с технической неисправностью платформы, в связи с нарушением правил безопасности и судоходства капитаном и экипажем, а также в связи с нарушениями, допущенными со стороны судовладельцев

Подпишитесь