В текущем году условия нефтяных соглашений между Белоруссией и Россией, а также действующий в РФ механизм расчета экспортных пошлин на нефтепродукты сделают белорусский внутренний рынок более привлекательным для иностранных операторов, считают профильные эксперты.
Как сказалИнтерфакс белорусский эксперт в нефтеперерабатывающей отрасли, согласно балансу нефтепродуктов, который был впервые подписан между двумя государствами в декабре минувшего года, Белоруссия может экспортировать в РФ до 5,6 млн тонн нефтепродуктов.
"То есть, на экспорт в РФ может уйти все то, что будет выработано из давальческой нефти российских компаний. Но проблема в том, что ввозить автомобильное топливо в ближние регионы РФ российским давальцам бессмысленно, а дальние регионы в этом плане невыгодны", - пояснил собеседник агентства.
Он отметил, что в 2011 г. в России, после затяжного топливного кризиса, был изменен механизм расчета экспортных пошлин на нефтепродукты. В соответствии с новым механизмом, на автомобильные бензины экспортная пошлина рассчитывается исходя из коэффициента 0,9 к пошлине на сырую нефть, пошлина на светлые и темные нефтепродукты унифицирована и составляет 66% от пошлины на сырую нефть. Об этом сообщает Финмаркет.
"Применение знаменитой "схемы 60/66" сделало экспорт дорогостоящего автомобильного топлива для российских производителей невыгодным, в то время как прибыль от экспорта других светлых и темных нефтепродуктов выросла. Но на это и был расчет. Российское правительство пыталось заставить нефтяные компании не заниматься экспортом сырья и дешевой продукции, а начать инвестировать в собственную нефтепереработку ", - напомнил собеседник агентства.
В данной связи он подчеркнул, что эта схема принесла определенные потери для белорусских нефтепереработчиков, которые уже модернизировали свои НПЗ и переориентировали их на выпуск качественных автобензинов, сократив производство мазута и других темных нефтепродуктов.
"Применение "схемы 60/66" в России начало работать на благо российского рынка, дефицит топлива в центральных регионах, где ситуация была наиболее острой, полностью снят. Но именно эти регионы брались в расчет как направление будущего экспорта, когда разрабатывался баланс нефтепродуктов", - отметил источник. Теперь же, по его словам, ввозя в расположенные близко от белорусской границы области произведенное в Белоруссии топливо, "российские нефтяные компании, по сути, будут создавать конкуренцию самим себе". "Везти топливо в отдаленные области - слишком затратно по логистике, в особенности, если учитывать существенно выросшую стоимость процессинга на белорусских НПЗ", - заметил собеседник агентства.
Он подчеркнул, что в такой ситуации внутренний рынок Белоруссии становится крайне привлекательным для российских компаний.