ОАО "НОВАТЭК" и ОАО "РЖД" в минувшую пятницу заключили соглашение о стратегическом партнерстве до 2020 г. Стороны договорились о гарантиях полного вывоза объема продукции Пуровского ЗПК "НОВАТЭКа". Для этого будет увеличена пропускная способность Свердловской железной дороги на участке Лимбей – Сургут – Тобольск, при этом работы на три четверти будут профинансированы "НОВАТЭКом".
Соглашение между компаниями было подписано председателем правления "НОВАТЭКа" Леонидом Михельсоном и президентом РЖД Владимиром Якуниным. Документ обеспечивает необходимые гарантии по вывозу всего объема продукции Пуровского завода по переработке конденсата с учетом расширения производственных мощностей ЗПК и возможности увеличения грузопотока до 12 млн тонн в год. РЖД увеличит пропускную способность Свердловской железной дороги на участке Лимбей – Сургут – Тобольск. Стоимость работ составит 41,3 млрд руб., из которых 30,5 млрд руб. будут профинансированы "НОВАТЭКом". Возврат средств газовой компании будет произведен посредством оказания услуг по транспортировке продукции компании, сообщила пресс-служба "НОВАТЭКа".
По словам Владимира Якунина, приведенным в пресс-релизе РЖД, подписанное соглашение является реализацией установок, прозвучавших в январе этого года в Кемерове на совещании под председательством главы правительства РФ Владимира Путина. Тогда был подписан документ, который консолидировал интересы государства, РЖД и грузоотправителей в области развития железнодорожной инфраструктуры под гарантированные в долгосрочной перспективе объемы грузовых перевозок. Документ представляет собой алгоритм обеспечения вывоза грузов за счет увеличения пропускных способностей железнодорожных линий, поясняет В.Якунин. "Соглашение с "НОВАТЭКом" мы рассматриваем именно в таком контексте, хотя переговоры с компанией начались раньше, чем состоялось совещание в Кемерове, - подчеркнул глава РЖД. - Это говорит о том, что "НОВАТЭК" раньше других почувствовал необходимость в выстраивании такого рода отношений".
Контрагентом по транспортному договору со стороны "НОВАТЭКа" будет его дочерняя компания "НОВАТЭК-Транссервис", пишет газета Коммерсант. Детали этого договора не раскрываются. Источник издания в РЖД пояснил, что "НОВАТЭКу" будут предоставлены льготы на перевозку в части локомотивной и инфраструктурной составляющих тарифа. По словам Л.Михельсона, подвижной состав "НОВАТЭК" будет привлекать с рынка. Специализированные цистерны для перевозки СПГ в настоящее время в основном принадлежат "Газпромтрансу" (дочерняя компания "Газпрома") и государственному "СГ-Трансу", который государство собирается приватизировать, напоминает "Коммерсант". "НОВАТЭК" не претендует на покупку "СГ-Транса", выступая в сделке по приватизации в качестве консультанта. По словам источника издания на рынке железнодорожных перевозок, в "НОВАТЭКе" "настроены на то, чтобы их обслуживал тот, кто умеет и может это делать". Сейчас газовая компания пользуется услугами "СГ-Транса", но если новый собственник компании решит резко повысить цены, то "НОВАТЭК" обратится к любому другому участнику рынка с предложением построить новые цистерны для обслуживания потребностей компании, полагает собеседник издания.
Напоминаем, в октябре прошлого года РЖД и "НОВАТЭК" договорились об увеличении объема грузоперевозок продукции Пуровского ЗПК в связи с ростом мощности завода и подписали соответствующий протокол. Как передавал Финам, В.Якунин тогда говорил, что РЖД и "НОВАТЭК" совместно найдут схему финансирования расширения участка дороги Лимбей-Сургут-Тобольск, а РЖД при этом инвестирует 10 млрд руб. для обеспечения вывоза продукции "НОВАТЭКа" из региона Свердловской железной дороги.
Низкая пропускная способность Свердловской железной дороги ранее уже создавала проблемы для компаний газовой и нефтехимический отраслей. Так, в декабре прошлого года сообщалось, что "Газпром", "НОВАТЭК" и "СИБУР" столкнулись с проблемой невывоза грузов со своих заводов в Уральском федеральном округе.