Posted 27 февраля 2012,, 08:28

Published 27 февраля 2012,, 08:28

Modified 20 августа 2022,, 20:23

Updated 20 августа 2022,, 20:23

Остановка Лисичанского НПЗ не угрожает рынку топлива – эксперты

27 февраля 2012, 08:28
Решение ТНК-BP остановить Лисичанский НПЗ не будет иметь каких-либо негативных последствий для рынка нефтепродуктов, поскольку доля лисичанского топлива на рынке Украины не является существенной.
Сюжет
Украина

Решение ТНК-BP остановить Лисичанский НПЗ не будет иметь каких-либо негативных последствий для рынка нефтепродуктов, поскольку доля лисичанского топлива на рынке Украины не является существенной. Об этом говорится в пресс-релизе "Консалтинговой группы А-95".

"С мая 2011 г. подавляющий объем вырабатываемых Лисичанским НПЗ нефтепродуктов, вплоть до 90%, отправлялся в Россию, тогда как ранее принадлежавшая заводу доля рынка была замещена топливом других производителей, в частности зарубежных. Кроме того, этому процессу способствовала сама дочерняя компания ТНК-BP в Украине "ТНК-BP Коммерс". По итогам 2011 г. данная структура стала одним из крупнейших импортеров топлива и останется такой в текущем году", – говорится в сообщении "А-95". Об этом сообщает OilNews.com.ua.

По данным экспертов, в 2012 г. компания заключила крупный контракт на поставку топлива с Orlen Lietuva (Литва) и имеет в распоряжении большой объем давальческих нефтепродуктов, производимых из ресурсов ТНК-BP на белорусских НПЗ в Мозыре и Новополоцке.

"С мая 2011 г. доля лисичанских нефтепродуктов составляла в среднем 80 тыс. тонн, или 10% украинского рынка. Сегодня этот объем компания постепенно замещает топливом литовского, белорусского и российского производства и в случае надобности сможет нарастить поставки в разы", – говорит директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.

По его словам, опасений по поводу ресурсной недостаточности на рынке нефтепродуктов сегодня не существует.

Основными же причинами остановки завода эксперты "А-95" считают отсутствие направленной инвестиционной политики и крайне недостаточные вложения, что в конечном итоге привело к убыточности НПЗ.

"После кризиса 2008-2009 гг. для нефтепереработчиков во всем мире наступили трудные времена, выживает лишь тот, кто построил высокотехнологичные производства с большой глубиной переработки и высоким качеством продукции. К сожалению, владельцы украинских НПЗ, приватизировавшие их буквально за копейки, этого не сделали, хотя имели для этого все возможности", – отметил С. Куюн, добавив, что нефтяным компаниям выгоднее продавать нефть, чем нефтепродукты.

"Российские нефтяные компании активно инвестируют в российские и европейские НПЗ, но синхронно избегают крупных вложений в Украину. Весь вопрос в том, является это следствием внутреннего инвестклимата или целенаправленной политикой россиян в отношении Украины?" – говорит директор "А-95".

В подтверждение этого эксперт приводит данные о прибылях российских нефтяных компаний, представленных в Украине: ТНК-BP по итогам 2011 г. выплатит своим акционерам $7,4 млрд, прибыль ОАО "ЛУКОЙЛ" за 9 месяцев 2011 г. – $9,03 млрд. В то же время модернизация их украинских активов требует максимум $1,5 млрд на ближайшие 5 лет. Однако ТНК-BP, в частности, ранее планировала в течение 5 лет направить в Лисичанск $250 млн.

Усугубляющими факторами для работы украинских НПЗ в "А-95" называют засилье контрабанды и фальсифицированных нефтепродуктов на рынке, что особенно актуально в приграничных регионах, где в основном распространялось топливо Лисичанского НПЗ.

"Тема контрабанды и фальсификата поднималась неоднократно, однако государство не только не возобновило контроль качества на АЗС, но и в очередной раз продлило действие старых стандартов качества нефтепродуктов. Это открывает путь низкокачественным нефтепродуктам на украинский рынок и тем самым вновь создает недобросовестную конкуренцию топливу украинского производства", – говорится в сообщении "Консалтинговой группы А-95".

ТНК-BP приняла решение остановить работу Лисичанского НПЗ с 1 марта 2012 г.

"