Posted 21 февраля 2012, 10:22
Published 21 февраля 2012, 10:22
Modified 20 августа 2022, 20:23
Updated 20 августа 2022, 20:23
Судьба проекта Nabucco оказалась под вопросом: газопровод может лишиться статуса основного маршрута доставки газа с азиатских месторождений в Европу, а также своей ресурсной базы. В борьбе за ресурсы каспийского месторождения Шах-Дениз Nabucco рискует уступить более экономичному проекту TANAP. Теперь Nabucco предлагается урезать вдвое, лишив самостоятельного выхода в Азию и сделав его лишь частью европейской газовой инфраструктуры.
Нью-йоркская The Wall Street Journal сообщила в понедельник, что параметры проекта газопровода Nabucco могут быть всерьез пересмотрены, передали во вторник российские СМИ. По данным американского издания, у Nabucco может появиться новый маршрут: от границы Турции и Болгарии в Австрию. Это снизит протяженность газопровода с 4000 км до примерно 1300 км, а пропускная способность трубы снизится вдвое - до 10 млрд куб. м в год.
Таким образом, Nabucco может лишиться главной задачи — доставки газа из Азии в Европу в обход России, пишет во вторник газетаКоммерсант. До сих пор предполагалось, что начальной точкой этого газопровода станет восточная часть Турции, куда будет поставляться газ из азиатских стран: Туркменистана, Азербайджана или Ирана. Если же Nabucco будет построен между Болгарией и Австрией, он превратится во всего лишь одну из частей европейской газотранспортной системы.
Официальный представитель Nabucco Кристиан Долецаль подтвердил российскому изданию, что участники проекта рассматривают "различные варианты", но никакого решения еще не принято. А в комментарии дляРБК dailyв пресс-службе консорциума добавили, что изначальный вариант газопровода остается для акционеров наиболее предпочтительным. В консорциум Nabucco, напоминаем, входят австрийская OMV, немецкая RWE, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, и турецкая Botas (у всех доли по 16,67%).
По словам Кристиана Долецаля, окончательный выбор маршрута Nabucco зависит, в частности, от того, какое решение примут власти Азербайджана по разработке второй очереди своего месторождения Шах-Дениз, передает "Коммерсант". В конце 2011 г. Азербайджан и Турция подписали соглашение о строительстве Трансанатолийского газопровода (TANAP), который будет доставлять газ месторождения Шах-Дениз в Европу. Этот проект который гораздо дешевле и компактнее Nabucco: его мощность планируется на уровне 16 млрд куб. м газа в год, из которых 10 млрд — для поставок на европейский рынок и 6 млрд — для Турции. Проект поддержан Госдепартаментом США, который первым усомнился в необходимости строить Nabucco, если есть TANAP. В Еврокомиссии по этому поводу говорили, что поддержат "любые начинания" по доставке газа в ЕС — лишь бы они не были связаны с традиционными поставщиками, то есть Россией, Норвегией и Алжиром, отмечает "Коммерсант".
Какой из проектов газопроводов в итоге получит доступ к Шах-Дениз, BP Azerbaijan ("дочка" британской BP, оператор по разработке Шах-Дениз) должна сообщить к лету этого года, передает "Коммерсант". Помимо Nabucco и TANAP на газ месторождения претендовали: собственный проект BP, Трансадритатический газопровод (TAP - проект Statoil, EGL и E.ON Ruhrgas) и ITGI (операторы Edison и DEPA). Последний исключен из числа претендентов на газ с месторождения Шах-Дениз, сообщила в понедельник BP Azerbaijan. Представители консорциума TAP декларировали ранее, что готовы присоединиться к проекту TANAP. Таким образом, именно TANAP является сегодня самым серьезным конкурентом Nabucco, полагает "Коммерсант". При этом, как напоминает это же издание, летом прошлого года появилась информация о резком удорожании Nabucco (с планируемых 8 млрд евро до 20 млрд евро), а в начале этого RWE официально усомнилась в жизнеспособности проекта и заявила о готовности из него выйти.
Аналитик "ИФД-Капитала" Виталий Крюков, мнение которого приводит "Коммерсант", считает, что схема, по которой TANAP транспортирует газ по турецкой территории до Болгарии, а далее по "укороченному" Nabucco - до Австрии, наиболее приемлема. Эксперт полагает, что акционерам Nabucco тяжело потянуть масштабный проект в его нынешнем виде, в то время как "Европе уже не так важно, какой именно маршрут будет выбран для доставки азиатского газа в ЕС — главное, чтобы это было сделано как можно быстрее". С этим согласен и аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров, передает издание. При этом Нестеров добавляет, что, если TANAP будет построен, это может привести к частичному пересмотру проекта "Южный поток" — например, сокращению его мощности. Аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин, мнение которого приводит РБК daily, считает, что трудности с реализацией Nabucco повышают шансы "Южного потока".