Ожидание роста цен на бензин после президентских выборов совершенно не обосновано, считает глава ФАС России Игорь Артемьев. Стоимость топлива на внутреннем российском рынке соответствует мировому уровню,говорит он. Однако есть риск, связанный с повышением топливного акциза с 1 января, а затем с 1 июля этого года, признают в ФАС. Меры по предотвращению роста цен сейчас ФАС обсуждает с Минфином.
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев заявил в среду журналистам на итоговой коллегии ведомства, что стабилизация цен на топливо с начала 2012 г. никак не связана с давлением на компании ради благоприятного фона перед президентскими выборами, пишет газетаМосковские новости. Главный довод - цены на российском рынке уже сопоставимы с мировыми. "Наши расчеты показывают, что никакого роста цен на всю линейку нефтепродуктов на внутреннем рынке быть не может", - передает издание слова главы ФАС.
Применение административного ресурса, по словам главы ФАС, заключается только в предупреждении вызванных в правительство руководителей компаний, "склонных к неправомерному повышению цен". "Если они выйдут за пределы мировых цен, то мы просто выставим вам четвертую волну антимонопольных дел", - заверил И.Артемьев, добавив, что это будет "очень большая волна, как бы цунами не получилось". Поэтому Артемьев не видит причин, по которым цены на бензин станут расти после выборов. "Сжавшаяся пружина выдумана нефтяными компаниями, которые традиционно при сезонном падении зимой спроса на бензин начинают вести разговоры о заморозке цен, а потом требовать компенсировать им потери", — пояснил глава ФАС.
Рост цен на ГСМ в России может быть спровоцирован увеличением топливного акциза с 1 января и еще раз с 1 июля 2012 г., признают в ФАС. Если одновременно вырастут цены на нефть и увеличится НДПИ, то цены на моторное топливо могут подскочить. По этому вопросу ведомство сейчас ведет консультации с Минфином. Обсуждается введение асимметричного движения акциза и НДПИ, чтобы они не увеличивались одновременно из-за роста цен на нефть на мировом рынке. Как пояснил "Московским новостям" замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, при росте цен на нефть на внешнем и внутреннем рынке топливный акциз должен снижаться, а при падении цен размер акциза будет восстанавливаться. "Задача сделать так, чтобы не было резкого колебания розничных цен на моторное топливо при изменении цен на внешних рынках", — сказал Голомолзин.
По данным Росстата, бензин с начала года подешевел на 0,4%, дизельное топливо подорожало всего на 0,3%, отмечают "Московские новости". Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, мнение которого приводит издание, говорит, что рынок сейчас переживает обычную сезонную стабилизацию цен. По словам эксперта, сегодня предложение превышает спрос, но как только баланс между спросом и предложением нарушится, "никакая биржа не поможет". Акциз увеличился на 1,5–2 руб. на литр, есть инфляция - это должно отыграться и на рынке топлива, говорит Аркуша. Он обращает внимание, что в 2011 г. цены на топливо выросли на 14%, из которых "7% — акциз, 7% — инфляция". В этом году эксперт ожидает то же самое, полагая, что бензин по итогам года подорожает не менее чем на 13%, и то, если рост потребительских цен не превысит планируемые правительством 5%.
Как ранее писал OilCapital.ru, в январе Минэнерго договорилось с российскими нефтяными компаниями о сдерживании розничных цен на ГСМна уровне цен декабря 2011 г. Многие эксперты оценили этот шаг как предвыборное мероприятие в поддержку кандидатуры главы правительства РФ Владимира Путина на пост президента страны.