Posted 16 февраля 2012,, 06:59

Published 16 февраля 2012,, 06:59

Modified 20 августа 2022,, 20:23

Updated 20 августа 2022,, 20:23

Нефтепровод до Александруполиса может быть проложен по территории Турции

16 февраля 2012, 06:59
Проект нефтепровода Бургас-Александруполис заморожен, сообщил в среду журналистам вице-президент "Транснефти" Михаил Барков. Однако в компании не исключают, что нефтепровод до Греции будет построен по территории Турции. Такой вариант имеет серьезные политические риски, предупреждают эксперты.

Проект нефтепровода Бургас-Александруполис заморожен, сообщил в среду журналистам вице-президент "Транснефти" Михаил Барков. Однако в компании не исключают, что нефтепровод до Греции будет построен по территории Турции. Такой вариант имеет серьезные политические риски, предупреждают эксперты.

Напоминаем, ранее "Транснефть", "Газпром нефть" и "Роснефть" совместно с болгарскими и греческими партнерами намеревались построить нефтепровод из болгарского порта Бургас на Черном море в греческий Александруполис на Эгейском море. Запланированная мощность нефтепровода - 35 млн тонн в год с возможным расширением до 50 млн тонн. Такой нефтепровод нужен для транспортировки нефти по суше в обход перегруженных черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Как уже писал OilCapital.ru, в декабре прошлого годаБолгария заявила о выходе из проекта, обосновав это его экономической невыгодностью.

В среду вице-президент "Транснефти" Михаил Барков сообщил журналистам, что проект "Бургас-Александруполис" будет заморожен, однако не исключено, что в перспективе нескольких лет будет возобновлен, если Болгария изменит свою позицию, передаетРИА Новости. При этом в Амстердаме формально сохранится офис Trans-Balkan Pipeline (ТВР) - проектной компании по строительству нефтепровода. 13 марта состоится заседание наблюдательного совета TBP.

Барков сказал, что "Транснефть" в начале февраля получила от болгарской стороны 4,7 млн евро в счет погашения долга по проекту, проценты по долгу пока не оплачены. На конец 2011 г. суммарныйдолг Болгариипо проекту "Бургас-Александруполис" составлял порядка 6 млн евро. По словам Баркова, проблема долга Болгарии полностью не исчерпана: "Транснефть" понесла из-за действий болгарской стороны ущерб, а также имиджевые потери. Теперь компания намерена предъявить бывшему партнеру свои претензии, хотя, отметил вице-президент "Транснефти", эта возможность трудно реализуема.

Барков также сообщил, что "Транснефть" может построить нефтепровод до Греции в обход Болгарии - по территории Турции. Такая идея, по словам топ-менеджера компании, "не слишком давно" была выдвинута инициативной группой, находящейся за рубежом. Он пояснил, что такой нефтепровод может быть проложен по турецкой территории в обход точки соприкосновения болгарской, турецкой и греческой территорий с выходом непосредственно в Александруполис.

По словам Баркова, для реализации такого варианта необходимо соответствующее политическое решение. "Если будет политическое решение, то у нас не заржавеет", - передает слова вице-президента "Транснефти" РИА Новости.

Эксперты обращают внимание, что такой вариант строительства нефтепровода сопряжен с серьезными политическими рисками. Так, глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, мнение которого приводитГазета.Ru, отмечает, что проблема проходимости Босфора и Дарданелл во многом искусственно создана Турцией, которая контролирует эти проливы, чтобы иметь рычаг давления, в первую очередь, на Россию. "…проблема проливов является не экономической, а политической. И решать ее путем строительства нефтепроводов, проходящих через территорию Турции, нельзя", - говорит эксперт. Он также считает, что Россия переоценивает Турцию как партнера, тогда как стратегически энергетические интересы Турции противоречат российским.

Аналитик ИФД "Капитала" Виталий Крюков отмечает, что в переговорах с Турцией могут возникнуть чисто экономические проблемы, но особых альтернатив "турецкому" маршруту нет, передает Газета.Ru. По мнению эксперта, следует ожидать долгих и сложных переговоров по поводу тарифов на прокачку нефти и структуры финансирования строительства нефтепровода, но строить его, в любом случае, надо, поскольку поставки через переполненные турецкие проливы будут с каждым годом увеличиваться.

"