Posted 3 февраля 2012, 08:48
Published 3 февраля 2012, 08:48
Modified 20 августа 2022, 20:23
Updated 20 августа 2022, 20:23
"ЛУКОЙЛ" в ближайшее время может увеличить долю в проекте по разработке иракского месторождения "Западная Курна-2", выкупив долю своего партнера - норвежской компании Statoil. Официально о готовящееся сделке еще не объявлено, но известно, что Багдад уже ее одобрил. Есть вероятность, что место норвежцев в перспективном, но довольно рискованном проекте займет другая иностранная компания.
О том, что министр нефти Ирака одобрил сделку по продаже "ЛУКОЙЛу" доли Statoil в месторождении "Западная Курна-2", передало агентство France Presse, ссылаясь на источник в министерстве нефти страны. По словам собеседника France Presse, в министерстве еще не получили деталей сделки, передает РБК daily. Ни "ЛУКОЙЛ", ни Statoil эту информацию пока не комментируют. Сейчас, напоминаем, доля "ЛУКОЙЛа" в проекта "Западная Курна-2" составляет 56,25%, доля Statoil — 18,75%, и еще 25% принадлежит иракской государственной North Oil Company.
Неофициальная информация о намерении Statoil выйти из проекта "Западная Курна-2", появилась в середине января, пишет в пятницу РБК daily. Тогда кипрское издание MEES сообщало, что иностранные компании в Ираке столкнулись с избыточной бюрократией и непривлекательным уровнем рентабельности. Но при этом, по данным MEES, Statoil могла использовать переговоры о продаже доли для улучшения условий контракта и в итоге принять решение не выходить из проекта.
Близкий к "ЛУКОЙЛу" источник газеты Коммерсант подтвердил информацию о готовящейся сделке. Он также сообщил, что место Statoil "может занять другой иностранный партнер".
Консорциум "ЛУКОЙЛа" и Statoil выиграл тендер на право освоения месторождения "Западная Курна-2" в 2009 г. Извлекаемые запасы месторождения оцениваются в 12,9 млрд баррелей, или 1,76 млрд тонн нефти, напоминает "Коммерсант". Начало добычи нефти на месторождении ожидается в 2013 г., а на 2017 г. запланировано достижение целевого уровня добычи в объеме более 1,8 млн барр. в сутки. Вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун ранее говорил, что 2012—2013 гг. в проект будет направлено около $4,5 млрд, отмечает РБК daily.
Газета Ведомости обращает внимание, что в 2010 г. "ЛУКОЙЛ" сделал "загадочный резерв" в размере $1,8 млрд под покупку некоего зарубежного актива по добыче (напоминаем, в декабре появилась информация, будто компания планирует приобрести на эти деньги долю в другом иракском месторождении – "Западная Курна-1", но, как писал OilCapital.ru, "ЛУКОЙЛ" опроверг эти сведения). Долю Statoil в "Западной Курне — 2" эксперты оценивают в несколько раз дешевле, нежели зарезервированные $1,8 млрд, пишут "Ведомости". Так, по расчетам аналитика UBS Константина Черепанова, стоимость предполагаемой сделки может составить примерно $140 млн: это сервисный контракт плюс для "ЛУКОЙЛа" есть риск, что после ухода норвежцев ему не с кем будет разделить капиталовложения и риски. Эксперт не исключает, что в будущем российская компания привлечет нового партнера. Оценка Дениса Борисова из Номос-банка, которую также приводит издание, — "от нуля до нескольких миллионов долларов" с учетом затрат на $30 млрд.
Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров полагает, что предполагаемую сделку между "ЛУКОЙЛом" и Statoil нельзя назвать для российской компании удачной, разве что она собирается перепродать актив, передает "Коммерсант". В беседе с изданием эксперт подчеркнул, что бизнес в Ираке связан с рядом рисков, таких как политическая ситуация в стране, неопределенность постоянно меняющегося законодательства и правил проведения тендеров. Аналитик также задается вопросом, почему Statoil продает свой пакет. По его предположению, норвежская компания могла счесть свои затраты на проект чрезмерными, а также найти более интересный объект для вложений. Возможно, "ЛУКОЙЛ" согласился купить долю в "Западной Курне-2" взамен на участие в проектах Statoil в норвежских секторах Северного и Баренцева морей, полагает Нестеров.
Денис Борисов в беседе с "Коммерсантом" предположил, что Statoil может выходить из иракского проекта по причине, что норвежская и российская компании по-разному оценивают риски и сроки окупаемости проекта. Руководитель центра энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН Игорь Томберг согласен, что Statoil могла решить выйти из проекта, "трезво оценив риски". Он также полагает, что "ЛУКОЙЛ" постарается использовать ситуацию для обсуждения с правительством Ирака более выгодных условий реализации проекта, передает "Коммерсант".