Конец ноября ознаменовался важными газовыми соглашениями Москвы и Минска. "Газпром" и "Белтрансгаз" подписали контракты на поставку газа в Белоруссию и его транспортировку через территорию страны в 2012-14 годах. Решено, что цена газа для Белоруссии в 2012 году составит $165,6 за 1 тыс. куб .м. В последующие два года цена будут рассчитываться по формуле, основанной на цене газа для потребителей ЯНАО с учетом стоимости транспортировки от мест добычи до границы, стоимости хранения газа в российских подземных хранилищах и расходов "Газпрома" по его реализации. Также предусмотрена индексация составляющих формулы цены на величину инфляции.
В 2012 году Белоруссия купит у "Газпрома" 22,5 млрд куб. м газа, в 2013 и 2014 годах – по 23 млрд; предусмотрена возможность корректировки объемов. Решено также, что поставляемый в II полугодии 2011 года газ "Белтрансгаз" оплатит по цене $244,8 за 1 тыс. куб. м вместо цен III и IV квартала – $279,16 и $305,72 соответственно. Тариф на транспортировку российского газа через Белоруссию составит $2,5 за 1 тыс. куб. м.
Кроме того, стороны подписали договор о продаже "Газпрому" 50% "Белтрансгаза" за $2,5 млрд (первые 50% этой компании российский монополист приобрел в 2007-10 годах по такой же цене).
Цена российского газа для Европы сегодня превышает $400 за 1 тыс. куб. м. О решении предоставить Белоруссии "интеграционную скидку" на газ премьер Путин сообщил еще в августе. Как и предполагал "Нефть и Капитал", это решение оказалось увязано с получением "Газпромом" полного контроля над белорусской газопроводной сетью. Экономические выгоды от этой трансакции сомнительны, тем более в условиях запуска бестранзитного "Северного потока".
Кроме солидной суммы за проблемное предприятие (в 2010 году при выручке в $4,5 млрд убытки "Белтрансгаза" составили $1 млрд) и довольно высокой ставки транзита, выпадающие доходы "Газпрома" от снижения цен для Белоруссии, по оценкам экспертов, составят $2-3 млрд.
Зато налицо политические выгоды! И дело не только в расширении влияния Москвы в рамках Таможенного союза и не в том, что Белоруссии отныне будет сложнее ставить палки в колеса российскому газовому транзиту. Ноябрьские договоренности – недвусмысленный сигнал Украине, требующей от России скидки на газ, но не желающей отдавать ей свою ГТС. Кое-какие подвижки уже заметны. После встречи с министром энергетики Украины Юрием Бойко глава "Газпрома" Алексей Миллер отметил "существенный прогресс" на переговорах и предположил, что до конца года стороны "оформят договоренности о развитии сотрудничества в газовой сфере".