Posted 23 декабря 2011, 11:31
Published 23 декабря 2011, 11:31
Modified 20 августа 2022, 20:23
Updated 20 августа 2022, 20:23
Контроль технического состояния, исправности и условий работы нефтедобывающих платформ любого типа должно осуществлять одно ведомство, считают эксперты.
"Буровая платформа, с точки зрения ныне действующего законодательства России, представлена одновременно в двух разных "ипостасях": во-первых, это опасный производственный объект - сама по себе бурильная установка, за которой надзирает Ростехнадзор по своим правилам и со своей периодичностью. Во-вторых, это плавсредство, судно, за которое отвечает Морской регистр", - рассказал на пресс-конференции в петербургском медиацентре РИА Новостидиректор по науке группы компаний "Городской центр экспертиз" Алексей Исаков.
Требования и подходы этих двух ведомств "несколько разнятся, а иногда и противоречат друг другу", считает Исаков. В России на сегодня нет единого государственного подхода к этому, а также органа контроля, который комплексно отвечал бы именно за такие уникальные объекты, как нефтедобывающие платформы и буровые установки, отметил он.
"Авария на "Кольской" выявила системность некоторых проблем. Наверное, к проектировщикам и изготовителям погибшей платформы особых вопросов нет - и спроектирована она толково, и построена была хорошо. Системная ошибка лежит в том, как мы все это эксплуатируем. Всегда стык технических проблем и вопросов выгоды и экономии", - добавил Исаков.
С его мнением согласен проректор Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ), экс-директор ОАО "ПО Севмаш" Николай Калистратов. По его словам, судостроители в Архангельске столкнулись с такой проблемой при создании передвижной платформы "Арктическая" и морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) "Приразломная".
"У семи нянек дитя без глаза. Ростехнадзор требует одно, Морской регистр - другое. Кроме того, нет у нас и проектно-конструкторского центра, который бы занимался разработкой платформ нового поколения. Опыта у России по созданию и эксплуатации таких объектов практически нет, и его необходимо быстрее нарабатывать. Может быть, по проектировке создать какое-нибудь партнерство с крупнейшими компаниями-проектантами. А строить мы и сами прекрасно умеем", - подчеркнул Калистратов.
Всего в мире, по словам Калистратова, насчитывается не более 400 нефтедобывающих стационарных и передвижных платформ. Сколько их в России, эксперт не уточнил, добавив, что "в любом случае, их можно пересчитать по пальцам рук".
РИА Новости пока не располагают комментариями Ростехнадзора и Морского регистра.
Платформа "Кольская", которую буксировали с Камчатки на Сахалин, перевернулась 18 декабря в штормовых условиях при высоте волн 5-6 метров и температуре воды ноль градусов в 200 километрах от Сахалина. Установка полностью ушла под воду. Из 67 человек, находившихся на борту, спасены 14. Из воды подняты 17 тел.
Как сообщалось ранее, экологические общественные организации требуют провести парламентское расследование причин крушения платформы "Кольская" и до его завершения приостановить работы на шельфовых проектах в Арктике.