Posted 5 августа 2011, 05:42
Published 5 августа 2011, 05:42
Modified 20 августа 2022, 20:24
Updated 20 августа 2022, 20:24
У "Транснефти" найдутся средства, чтобы досрочно погасить 10-миллиардный кредит, взятый у китайского банка. По неофициальным данным, госкомпания готова пойти на это, если переговоры с Пекином о погашении задолженности за поставленную нефть зайдут в тупик, а разбирательства продолжатся в британском суде.
"Транснефть" заявила, что сможет погасить полученный кредит на 10 млрд долл., если переговоры с представителями Банка развития Китая продолжатся в суде, сообщило вчера РИА Новости со ссылкой на источник, близкий к переговорам, состоявшимся накануне в Москве. "На переговорах было отмечено, что подписанный договор о поставках российской нефти в Китай до сих пор не соблюдается китайскими партнерами в одностороннем порядке. Оплата нефти идет не в полном объеме. Говорилось, что в случае перевода спора в Лондонский суд "Транснефть" готова досрочно погасить кредит, выданный Китаем сроком на двадцать лет", — сказал собеседник. В "Транснефти" факт встречи подтвердили. Детали переговоров вице-президент Михаил Барков комментировать не стал, однако добавил, что "возможностями погасить долг компания располагает".
В феврале 2009 года "Роснефть" и "Транснефть" подписали договор с китайским банком о получении кредита на общую сумму 25 млрд долл. Взамен "Роснефть" должна поставлять в КНР в течение 20 лет по 15 млн т нефти ежегодно по ответвлению от ВСТО. Российскую часть трубы построила "Транснефть". Поставки нефти начались в этом году, но китайскую сторону не устроил действующий сетевой тариф. Она начала недоплачивать российским компаниям: 13 долл. с каждой тонны нефти (по оценке "Траснефти").
Кроме того, возникли взаимные обязательства "Транснефти" и "Роснефти". Согласно контракту, трубопроводная монополия должна покупать сырье у нефтяной (в объеме пропорционально полученному кредиту) и затем продавать в Китай по той же цене. В мае Пекин частично погасил задолженность, однако до конца проблему решить так и не удалось: недоплата составляла 3 долл. за тонну. В начале июля глава "Транснефти" Николай Токарев говорил, что если все варианты досудебного урегулирования споров будут исчерпаны, то компания будет вынуждена обратиться в британский суд.
Вряд ли "Транснефь" будет жертвовать многомиллиардным долгосрочным договором на поставку нефти ради сотни миллионов долларов, поэтому пока это выглядит лишь как угроза в условиях отсутствия четких договоренностей, полагает аналитик ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков. "Это невыгодно и с политической точки зрения. С Китаем необходимо выстраивать долгосрочные отношения. Ведь до сих пор нет договоренностей о поставках газа в страну, а российские компании заинтересованы присутствовать на этом растущем рынке", — говорит он. По его мнению, единственный возможный источник средств для "Транснефти" на погашение китайского кредита — займы в российских банках.
По данным финансовой отчетности "Транснефти" по МСФО, за первый квартал 2011 года долгосрочные обязательства компании составили 696,23 млрд руб., краткосрочные — 138,9 млрд руб., чистая прибыль — 85,5 млрд руб., выручка — 149,2 млрд руб.
("РБК-ДЕЙЛИ", 05.08.2011, ГАЛИНА СТАРИНСКАЯ)