Posted 16 февраля 2011, 12:59

Published 16 февраля 2011, 12:59

Modified 20 августа 2022, 20:26

Updated 20 августа 2022, 20:26

По мнению экспертов, выход РФ из проекта Бургас-Александруполис ожидаем

16 февраля 2011, 12:59
Выход РФ из проекта строительства нефтепровода Бургас-Александруполис ожидаем и не должен иметь негативных последствий. Такую оценку высказали опрошенные РБК эксперты, комментируя информацию СМИ о возможном прекращении финансирования проекта российской стороной. По словам аналитика ИФК "Метрополь" Александра Назарова, несмотря на то, что проект обсуждается с 1995 г.

Выход РФ из проекта строительства нефтепровода Бургас-Александруполис ожидаем и не должен иметь негативных последствий. Такую оценку высказали опрошенные РБК эксперты, комментируя информацию СМИ о возможном прекращении финансирования проекта российской стороной.

По словам аналитика ИФК "Метрополь" Александра Назарова, несмотря на то, что проект обсуждается с 1995 г., практически его реализация так и не началась. "Это говорит о том, что проект "мертворожденный", - отмечает эксперт. Он также сомневается, что нефтяникам могут понадобиться какие-либо альтернативные проекты. По его мнению, мощностей для транспортировки российской нефти на сегодняшний день достаточно.

По мнению аналитика компании Rye, Man & Gor Securities Константина Юминова, предполагаемый выход из проекта более связан с политикой, чем с экономикой. В течение долгого времени Болгария не могла согласовать экологическую составляющую проекта, что значительно тормозило его реализацию. Правительство Болгарии неоднократно заявляло о том, что проект "Бургас-Александруполис" ей малоинтересен, вероятно, "выбивая" таким образом для себя более привлекательные условия, говорит аналитик "Инвесткафе" Анастасия Соснова.

Эксперты считают, что альтернативой болгарскому проекту может стать турецкий Самсун-Джейхан. Однако он более дорогостоящий и стоимость транспортировки нефти по нему выше, полагает К.Юминов. По предварительным оценкам, стоимость строительства 550-километрового нефтепровода составит 4 млрд долл. Он длинней и дороже нефтепровода Бургас-Александруполис, длина которого 282 км, а ориентировочная стоимость - 1,5 млрд долл. Турецкий нефтепровод должен пройти по местности с трудным ландшафтом, отмечал ранее аналитик "Уралсиб" Алексей Кокин.

При этом аналитики сходятся во мнении, что предполагаемый выход из проекта, реализация которого так и не началась, не должен принести никаких существенных последствий для российских компаний. Более того, если РФ будет участвовать в проекте "Самсун-Джейхан", Турция может оказать поддержку Газпрому в рамках проекта "Южный поток", полагают эксперты.

Напомним, что, по неофициальной информации СМИ, российские участники проекта - ОАО "Газпром нефть", ОАО "Роснефть" и ОАО "Транснефть" 17 февраля в Риме на заседании наблюдательного совета и собрании акционеров оператора проекта - компании Trans-Balkan Pipeline B.V. должны объявить о прекращении его финансирования. В "Роснефти" и в "Газпром нефти" РБК не стали комментировать эту информацию. При этом в ОАО "Транснефть" ее опровергли, отметив, что речь идет только о сокращении финансирования.

Строительство 282-километрового трансбалканского нефтепровода Бургас-Александруполис должно обеспечить поставки российской нефти в греческий порт Александруполис через территорию Болгарии, минуя турецкий Босфор. Особенно актуально его строительство стало в свете расширение мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (нефтепровод Тенгиз-Новороссийск) до 67 млн т. Данный проект уже долгое время является предметом спора и между Россией и Болгарией.

Оператор проекта - компания Trans-Balkan Pipeline B.V. была зарегистрирована 6 февраля 2008г. в Амстердаме (Нидерланды) в целях реализации трехстороннего соглашения между правительствами России, Болгарии и Греции по строительству и эксплуатации нефтепровода Бургас-Александруполис, подписанного в Афинах (Греция) 15 марта 2007г. В этой компании российскому трубопроводному консорциуму "Бургас-Александруполис" принадлежит 51%. Российская доля была поделена между "Транснефтью", "Роснефтью" и "Газпром нефтью".

Греческая доля в проектной компании в размере 24,5% распределена между консорциумом компаний Hellenic Petroleum и Thraki (23,5%) и правительством республики (1%). Долей в размере 24,5% в общем проекте владеет болгарская проектная компания "Бургас-Александруполис БГ", участниками которой являются Technoexportstroy и газовая корпорация АО "Булгаргаз". Об этом сообщает РБК.

Подпишитесь